В прошлом году в Москве стартовал совместный проект департаментов здравоохранения и труда и социальной защиты населения по внедрению службы социальных координаторов. Служба была призвана облегчить пребывание пациентов в больницах и разгрузить медицинские учреждения от вала вопросов, связанных с бытовыми проблемами
Социальные координаторы взяли на себя, казалось бы, такие мелкие, но очень важные моменты, как связь с родственниками попавшего в аварию человека, зарядка телефона или помощь в восстановлении документов. Список бытовых вопросов постоянно растёт. Если раньше пациенты пытались решить их через медработников, сейчас для этого есть специальные профессионалы. Более того, они могут прийти на выручку, когда человек об этом даже не просит. По той простой причине, что не в состоянии просить.
— Наша клиника скоропомощная, в ней имеется отделение психосоматического состояния, — рассказала старший координатор городской клинической больницы им. Ворохобова Мария Смирнова. — В него нередко попадают больные прямо с улицы — с деменцией, потерей памяти, другими заболеваниями. У них может не быть ни паспорта, ни телефона... Как узнать, кто этот человек? Связываемся с городскими социальными службами — их сотрудники таких пациентов лучше всех знают в лицо.
В 2022 году в ГКБ №67 им. Л.А.Ворохобова социальные координаторы помогли 3038 пациентам. В чём-то они помогают людям быстрее встать на ноги – могут доставить лекарства из аптеки, в каких-то моментах просто облегчают жизнь своим подопечным: вызывают такси в день выписки или просят соцработника посетить больного на дому, если ему необходима помощь и за пределами больницы.
Такое отношение вкупе с профессиональной диагностикой, хорошим лечением, реабилитацией и качественным, сбалансированным питанием в стационаре помогают быстрее выздоравливать. Социальные координаторы вполне могли бы и купить что-то из продуктов для пациентов в магазине, но сегодня в столичных больницах в этом просто нет необходимости. Комбинаты питания, работающие по инновационной системе, готовят для больных рационы, рассчитанные на 5-6 приемов пищи в день. В меню завтраков: каша, запеканка или омлет, на обед и ужин подают супы, блюда из мяса, птицы или рыбы с гарниром. В рацион обязательно входят салаты из свежих овощей, кисломолочная продукция, соки, фрукты.
В период пандемии было принято решение на производственно-логистических комплексах выпускать индивидуальные лечебные рационы. В Такие, в частности, получают пациенты ГКБ №67 им. Ворохобова. Их преимущества заключаются в том, что каждое блюдо фасуют в герметичную упаковку в газомодифицированной среде.
Всего в прошлом году социальные координаторы помогли около 13 тыс. пациентов в Москве. Больше больных такой поддержке радуются разве что сами медики.
— Понимаете, все, чем они сейчас занимаются, прежде делали лечащий врач, заведующий отделением, да и мне как замглавврача по экстренной помощи приходилось решать эти вопросы, — отметил представитель Первой Градской больницы Марат Магомедов. — Мы сами помогали искать их родственников, восстанавливать документы, «ломали голову» над тем, как пожилой человек после операции справится с нагрузкой, противопоказанной ему.
Новая служба сделала социальную помощь москвичам ближе, доступнее и своевременнее. Сегодня координаторы работают во всех клиниках департамента здравоохранения Москвы. Появятся они и во всех скоропомощных стационарах, которые продолжат открывать в 2023 году на территориях больниц города.