Современная школа, ориентируясь на потребности современного общества и основные цели общего образования, должна с большой ответственностью подходить к проектированию образовательного пространства, созданию единого развивающего мира для учащихся. С точки зрения педагогической модели развития ребенка задачи, стоящие перед школой, логично выстраиваются в соответствии с четырьмя взаимосвязанными направлениями – в этом развивающем мире школьники должны научиться жить, познавать, делать (действовать) и сосуществовать.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Рассматривая эти векторы, попробуем выделить ключевые особенности, наиболее характерные для каждого возрастного этапа.
На первом этапе образовательного процесса, в дошкольном образовании, основная задача – развивать творческие, познавательные интересы ребенка, а также закладывать у него нравственные представления. Второй этап – начальное образование – формирует познавательную мотивацию, которая проявляется в готовности брать на себя и решать разные учебные задачи. На третьем этапе – на уровне основного общего образования – к познавательной мотивации добавляется личностное самоопределение школьника, здесь уже можно говорить о его гражданской и нравственной позиции. На этапе среднего общего образования главная цель – обеспечение самореализации учащихся, общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Имея представление о целях, мы подходим к главному – к грамотному и отвечающему возрастным особенностям проектированию образовательного пространства. Ведь оно объединяет всех учащихся в возрасте от 3 до 17 лет и в идеале должно гибко реагировать на потребности школьников всех возрастов.
В качестве наглядного примера здесь можно предложить яркую игровую модель – пирамидку, которая хорошо знакома любому ребенку с раннего детства. У пирамидки есть скрепляющий ее центр – стержень. В образовательном пространстве аналогом этого стержня выступает личность ребенка, который в школе проходит большой путь от дошкольника до выпускника.
Кольца пирамидки – это многообразная и разноплановая учебная деятельность – активности, которые развивает и обеспечивает школа.
У нашей образовательной пирамидки есть и вершина – это личностный рост, нацеленный на непрестанное повышение нравственного и общекультурного уровня учащегося, на рефлексию, саморазвитие и самоконтроль.
В дошкольных группах нашей образовательной организации пирамидка символически объединяет и структурирует образовательное пространство, движение по ее кольцам показывает возможности образовательной среды, способы сочетания традиционных и инновационных видов деятельности, программ общего и дополнительного образования.
На дошкольном этапе главное – дать детям возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возвращаясь к нашему образу пирамидки – провести детей через каждое ее колечко. Проектируя развивающий мир для дошкольников, мы формируем образовательную среду, которая побуждает их к самостоятельности и активности, мотивирует к поисковым действиям.
Уже с дошкольного детства определяются индивидуальные предпочтения каждого ребенка. Образовательная среда отвечает на это не только широким спектром доступных активностей, представленных в программных документах ФГОС, но и большим выбором программ дополнительного образования.
Например, на познавательное развитие детей нацелена работа таких объединений нашей школы, как «Юный эколог», «Занимательная физика», «Познавайка», «Лаборатория чудес», «Юный звездочет», «Математические ступеньки», «Юный биолог», «Хочу все знать», «Лего-студия».
Социально-коммуникативному и речевому развитию способствует реализация программ «Нейропсихологические игры», «Волшебный песок», «АБВГдейка», «Моя Москва», «Театральная студия».
Художественно-эстетическому развитию служит работа кружков «Волшебная бумага», «Арт-мозаика», «Пластилинография», «Оригами», «Творческая мастерская», «Тайны квадрата», «Чудеса в решете».
Физическому развитию – работа студии танцев по разным направлениям, футбольной секции «Школа мяча».
Конечно, гармоничное развитие детей предполагает движение сквозь все эти образовательные области, интегрирует виды деятельности – познание, коммуникацию, художественное творчество, конструирование, исследовательскую деятельность. Через движение колец пирамидки (активности в специально организованной образовательной деятельности) крепнет и развивается ее стержень – личность ребенка со всем его интеллектуальным, физическим и нравственным потенциалом.
А что же верхушка? К ней мы стремимся, она и символизирует выпускника школы, готового к жизни в современном обществе. На самом же деле в масштабах всей человеческой жизни верхушки образовательной пирамидки не существует. Движение колечек – новых активностей, жизненного опыта, видов деятельности – будет укрупнять, переформатировать и разнообразить всю пирамидку, оттачивая и укрепляя ее стержень.
Описанная модель позволяет нам видеть, непрерывно анализировать и модернизировать развивающий мир школы в соответствии с меняющимися образовательными задачами и все новыми запросами социума.
Оксана КОВАЛЬЧУК, педагог-организатор школы №1474; Татьяна ВЛАСЕНКО, воспитатель школы №1474
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».