30 января в Приволжском госуниверситете туризма и спорта прошла церемония прощания с министром здравоохранения Татарстана Маратом Садыковым. Как это было — в материале Inkazan.
Садыков родился в Буинске 27 января 1970 года в семье врача. Отец работал замминистром здравоохранения республики по кадровым вопросам и до сих пор является членом Совета медработников Татарстана. Садыков, решивший пойти его по стопам, с отличием закончил Казанский государственный медицинский университет по специальности «педиатрия».
В 1996 году Садыкова назначили на должность замглавврача городской больницы №18. В 2000 году, получив степень кандидата медицинских наук, он стал главврачом Казанского онкологического диспансера. Через восемь лет — в 2008-м он возглавил городскую больницу №7, где проработал десять лет. Под его руководством учреждение стало одним из самых высокотехнологичных медицинских объектов.
В феврале 2018 года Садыков сменил на посту министра здравоохранения Татарстана ушедшего после громкого коррупционного скандала Аделя Вафина. Новый министр стал одним из немногих руководителей, имевших опыт работы на разных ступенях системы здравоохранения. На долю Садыкова выпала коронавирусная инфекция, которую удалось победить благодаря организованной им работе медиков.
Садыков скончался утром 29 января. Причиной смерти 53-летнего чиновника стала остановка сердца. Неожиданная новость о кончине Садыкова повергла общественность в шок: неделей ранее на итоговой коллегии министерства он рассказывал главе республики о работе в прошедшем году. За пару дней до смерти Садыков отпраздновал свой день рождения.
Тогда же глава следкома Татарстана Валерий Липский вручил министру часы. Липский заметил, что министр бережет здоровье жителей республики, и они в ответ желают ему здоровья.
Официальная панихида по Садыкову началась в понедельник, 30 января, в 10:00. Однако зал Приволжского университета спорта и туризма был заполнен часом ранее. В помещении не осталось свободных мест — желающие проститься с министром толпой стояли вдоль стен. По словам одного из организаторов траурной церемонии, на нее пришло порядка 3 тысяч человек, при том, что зал вмещает лишь 1,2 тысячи.
Предвидя, что проститься с Садыковым придет большое количество жителей, власти заранее изменили место проведения церемонии — планировалось, что она состоится на улице бутлерова в здании Казанской государственной медицинской академии.
Среди пришедших на прощание можно было увидеть министра здравоохранения России Михаила Мурашко, главу Татарстана Рустама Минниханова, Госсоветника республики Минтимера Шаймиева, а также премьер-министра правительства региона Алексея Песошина, спикера Госсовета Фарида Мухаметшина, мэра Казани Ильсура Метшина и других республиканских чиновников.
В зале присутствовали коллеги Садыкова из различных медучреждений. Полушепотом и со слезами на глазах они вспоминали работу с министром, упоминая его ответственность и преданность профессии.
На сцене рядом с телом умершего сидели его близкие родственники. В первом ряду — жена Динара Ильгизаровна, сын Марсель, недавно ставший главврачом научно-клинического центра КФУ, дочь Камиля, отец покойного. Слез не могла сдержать только дочь Садыкова, остальные старались не показывать боль тысячам человек, пришедших на прощание. За кулисами всю церемонию находилась бригада скорой помощи.
Примерно каждые три минуты у тела умершего, окутанного в саван, сменялись дежурные. Это были коллеги — депутат Госдумы, некогда министр здравоохранения Татарстана Айрат Фаррахов, министр труда республики Эльмира Зарипова, вице-премьер правительства республики Лейла Фазлеева, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, руководитель следственного комитета по региону Валерий Липский и многие другие.
После возложения цветов они подходили к родственникам — выражали соболезнования и обнимали их. Край сцены, выходящий в зрительный зал, где сидели и стояли те, кому не хватило кресел, был завален цветами — в основном красными розами. В какой-то момент начало казаться, что в магазинах города, пожалуй, не осталось цветов.
Официальная часть церемонии началась со слов министра здравоохранения России Мурашко. Он отметил, что Садыков прошел весь профессиональный путь, не перепрыгивая ни единой ступени в медицинской иерархии. По его словам, Садыков не только понимал людей, но и умел их организовывать.
Это же в своем выступлении подчеркнул Минниханов, отметив, что период пандемии доказал слаженность работы республиканского здравоохранения. Глава Татарстана заверил, что смерть Садыков — большая утрата для всего региона.
«Марат был очень надежный, четкий, конкретный», — сказал Минниханов о Садыкове.
О большом вкладе Садыкова в медицинскую отрасль республики рассказал Песошин. По словам премьер-министра, Садыков делал все, чтобы здравоохранение в Татарстане было лучшим по всей стране.
«Кроме чисто профессиональных качеств, нельзя не отметить его человеческие качества: он был настоящим другом и настоящим товарищем. Светлая память о нем сохранить. Пусть земля ему будет пухом», — сказал Песошин.
О доброте и готовности всегда прийти на помощь — о тех качествах, которыми обладал Садыков, вспомнила глава Роспотребнадзора республики Марина Патяшина.
Она рассказала, что познакомилась с министром, когда он еще был главврачом седьмой горбольницы. Тогда у знакомой Патяшиной случилось горе — у главы семейства обнаружили рак. В тяжелом состоянии мужчина доживал последние дни. Родственники очень хотели помочь больному, однако не знали, куда обратиться.
«Когда я позвонила Марату Наильевичу, чтобы посоветоваться, что с ним делать, он сказал: „Привози ко мне“. При том, что смертность в стационарах — это то, чего главврачи пытаются избежать. Но его фраза: „Как мы будем смотреть друг другу в глаза? Ты представляешь этих родственников, которые будут себя мучать, потому что не помогли в последние дни?“ В этом был весь Марат Наильевич — человек с большой буквы, врач от бога», — сказала Патяшина.
Она отметила, что любой страшный диагноз у пациентов или знакомых он воспринимал как собственную трагедию.
После официальной части к телу умершего выстроилась очередь из желающих попрощаться — она казалась бесконечной. В это же время организаторы церемонии начали собирать все возложенные к сцене цветы и загружать в автобусы, в них же приглашать всех, кто хотел проводить Садыкова до кладбища. У входа в университет скорбящих ждали семь микроавтобусов и пять больших автобусов.
Садыкова похоронили на мусульманском кладбище в поселке Мирный.