С победой на президентских выборах в Чехии генерала Петра Павла политическая ситуация сильно изменится, пишет Časopis argument. Чешское общество по степени истерии, ненависти и готовности к насилию стремительно приближается к своему образцу — США. Эти эмоции у чехов старательно разжигали.
Илона Швигликова (Ilona Švihlíková)
Президентские выборы могут предвосхищать смену режима в Чешской Республике и раскол подобный тому, который мы видим в Соединенных Штатах Америки. Накал эмоций, ненависти в обществе достиг пика. Но их старательно разжигали, потому что только на волне сильных эмоций в Пражский Град мог попасть бывший коммунистический разведчик. Нужно добавить, что его кампания велась великолепно, и зарубежные консультанты отлично поработали.
С другой стороны, Андрей Бабиш никогда не был "из президентского теста" и не годился на эту должность даже с психологической точки зрения, так как он холерик и микроменеджер. Сторона генерала Петра Павла, а скорее следует говорить о стороне иностранных военных интересов, которая выбрала этого офицера, выиграла выборы задолго до их начала, потому что ей с помощью большинства СМИ удалось переформатировать выборы в референдум о доверии Андрею Бабишу, как то правильно подметил профессор Оскар Крейчи.
Победа Андрея Бабиша, скорее всего, не привела бы к стремительным реальным политическим изменениям. Андрей Бабиш не мог, а может, не хотел — в конце концов, кто ожидает от бизнесмена смелости — предпринять принципиальные шаги ни в случае "Чешского телевидения" (описать приличными словами его манеру освещать предвыборную кампанию просто невозможно), ни в деле Врбетице, да и на европейском уровне тоже. За тему мира Андрей Бабиш ухватился во втором туре, когда его политтехнологи подсказали ему, что "его" избиратели не хотят войны, а до тех пор он и не думал о них.
Народ с присущей ему долей юмора охарактеризовал эту кампанию как столкновение гражданской и военной разведки, а кроме того, все оценили умение Коммунистической партии Чехословакии отбирать кадры. Сейчас Андрей Бабиш — предприниматель, осевший в Чешской Республике, а значит, здесь у него свои прагматические экономические интересы, что не всегда вредно. Всю жизнь он прожил в рамках модели "баш на баш". А Петр Павел живет по модели "я отдаю приказы и выполняю приказы" — менялись только те, кто эти приказы отдавал. От лозунга "Мир и порядок" у меня мороз бежит по коже, потому что ассоциируется у меня либо с немецким "Maul halten und arbeiten" ("Заткнись и работай"), либо с пресловутым "Тишина на работе" (доктрина нормализации после 1968 года — прим. перев.), либо с чешским апгрейдом Пиночета. Почему же стольких людей генерал с этим лозунгом так привлек?
Во-первых, за этим стоит уже упомянутая ненависть, старательно и долго разжигаемая, к Андрею Бабишу. СМИ удалось преподнести его как неприемлемую фигуру, как воплощение зла. Я не хочу переоценивать влияние СМИ, но это часть объяснения. Вторую изложил профессор Оскар Крейчи, описав хаос в западных обществах. Форум в Давосе в этом году он мягко назвал "поликризисом", но содержание то же: Запад сам себя вгоняет в один кризис за другим и не может выбраться (на Давосе говорили даже о кризисе демократии!). Граждане понимают, что их дети будут жить хуже, чем они сами. Старые образцы распадаются. Появляются новые державы… В общем, много чего происходит, и все это совершенно не соответствует западному идеалу, которому мы обязаны громко присягать на верность (жалкий лозунг "Мы часть Запада" лишь отражает желание закрепиться в чем-то, что перестает существовать, отчаянная мольба о безопасном убежище в мире, который все больше охватывает хаос). Но большинство людей не хотят и не могут этого принять. Для них это психологически невыносимо. Им нужен нарисованный ясный мир без амбивалентностей. Кто еще может обеспечить такую уверенность, прозрачность, если не господин "мир и порядок" — генерал Петр Павел? Желание запретить или хотя бы максимально задавить противника, заставить его молчать, застрелить его — это острая психологическая потребность. Только тогда мир обретет смысл, когда в нем не будет этих назойливых элементов, которые "портят детей и нашу молодежь". Черный и белый, добро и зло, и мир ясный и прозрачный. Главное — встать на правильную сторону истории, и все пойдет как по маслу…
Слова проигравшего кандидата, молодой и симпатичной Дануше Нерудовой, о том, что Андрей Бабиш — это зло, отражают данную потребность, ставят ее на "правильную сторону", а также показывают, насколько глубоко в чешской политике укоренился манихейство по Гавелу. Прошли те времена, когда политика представляла интересы отдельных групп! Когда речь шла о размерах налогов, оказании государственных услуг и рынке труда… Как только в политику приходит "добро и зло", мы переходим в режим "безусловная поддержка/безусловная ненависть". Для диалога, компромиссов и переговоров больше нет места — только борьба, уничтожение и только убедительная победа. Противника нужно не только уничтожить за короткое время, но и поставить его вне закона. Те, кто его поддерживают, не люди, а ублюдки, русские прихвостни, сволочи. Надо стереть их с лица земли… Только так может победить Добро.
С победой Петра Павла, таким образом, политическая ситуация изменится. Его победа — это также подтверждение того, что чешское общество по степени истерии, ненависти и готовности прибегнуть к насилию стремительно приближается к своему главному образцу — Соединенным Штатам Америки. В США политические разногласия уже отражаются на семейных отношениях типа: "Только посмей привести домой республиканца!" или "Будешь водиться с этим демократом, я выгоню тебя из дома!" В Чешской Республике конфликт проявляется на уровне поколения в форме, "если бабушка будет голосовать за Бабиша, внуков она больше не увидит". Неудивительно, что в такой общественной атмосфере в США растет угроза гражданской войны, усиливаемая вооруженностью местного населения.
В Чешской Республике у людей на руках нет столько оружия, но есть натренированная столетиями способность доносить, линчевать, травить, и тут открывается большое поле деятельности. Мы видим это не только в "дискуссиях" под статьями в интернете, но и, например, в образовании. Ученики и их родители все чаще доносят на учителей. История Чешской Республики знает массу способов избавляться от противников, в том числе изгонять их из страны, казнить на Староместской площади или отдавать в руки инквизитора Боблига. А вспомним обращение гестапо к чехам, чтобы те стучали поменьше, а то контора не справляется. Сейчас мы перешли в очередную фазу этого вечного процесса, когда, говоря словами политрука из чрезвычайно актуальной сегодня книги "Его называли Теразки", наши новые руководители строят "новый справедливый порядок, а кто не понимает, того посадят".
В такой подогреваемой прорежимными СМИ атмосфере невозможно, чтобы кандидат встретился с своими избирателями (со своими "идиотами"). Этому нужно мешать. Насилие не только возможно, но даже необходимо, чтобы зло было остановлено. Если "плохому" кандидату угрожают, то он сам в этом виноват, и если бы он придерживался такого же мнения, как и мы, то есть правильно, то с ним такого не случилось бы! В подобной атмосфере нужно выбросить "плохих" людей с работы, а также "корректировать" информацию и стирать тех, кто встал на сторону палачей и не приемлет "корректировок".
Правительственная коалиция сейчас сильнее, чем прежде, поскольку контролирует все элементы власти (президентская власть, обе палат Парламента, правительство), большинство СМИ (с остальными разберутся после принятия закона о цензуре), а также Конституционный суд, куда скоро назначат новых судей. Добавим к этому уличные патрули движения "Миллион секунд", которые можно использовать в потасовках, а также пребывание у нас иностранных войск на фоне заявлений о "частичной мобилизации".
Кроме того, особенность чешской политической ситуации заключается в том, что полностью развалились структуры, которые могли бы служить противовесом правительственной коалиции. Движение ANO Бабиша, скорее всего, балансирует на грани распада, потому что его члены шли туда не для того, чтобы проигрывать. Я уже не говорю о том, что идеи у большинства членов ANOвсегда напоминали другую партию ODS, а социальное чутье движения всегда основывалось только на политическом чутье его владельца. Пусто, ни души, выжженное поле — такова ситуация с "оппозицией" в Чешской Республике. Построить что-то новое будет очень трудно, и многим покажется, что эмиграция — лучший выход. Но давайте не будем обманывать себя: такие же процессы, как в Чехии, протекают и в большинстве западных стран. Разница только в степени истерии и готовности применять насилие.
Перед любой оппозицией, которая будет (будет ли?) формироваться, стоит чрезвычайно сложная задача, которая осложняется тем, что многие ее представители окажутся за решеткой. Эта ночь короткой не будет…