Итак, в этом, 2023 году мы почти успели. А в том (2022) – почти не успели. Но все равно гадали. Как и полагается, на Крещение. Правда, в отличие от тех барышень из стихотворения Жуковского, гадали мы на рынок грузоперевозок (контейнерных). И не при помощи башмачка, а используя поисковые запросы Яндекса. Результаты этих гаданий (зачеркнуто: прогнозов) – в нашем отчете. Если кратко: в 2022 году все было неплохо, 2023 <пока> не должен быть значительно хуже, но общий тренд имеет нисходящий характер.
Определения и методология
В начале теперь уже окончательно прошедшего 2022 мы впервые оценили емкость рынка грузоперевозок Свердловской области, и более всего нас интересовал так называемый «свободный спрос». Под ним подразумевается то количество потребителей, которые не являются клиентами «Контейнерных перевозок», иными словами, потребителей, ранее не обращавшихся к нам. Причин, по которым мы фокусировались именно на этой категории спроса, две:
· размер свободного спроса в целом характеризует потенциал рынка;
· конкурентная борьба за свободный спрос в целом требует меньше ресурсов.
Нужно отметить, что, вообще говоря, у практически любой произвольной фирмы (в практически любой отрасли) в распоряжении имеется не так много доступных инструментов для решения такого рода задач, особенно если речь идет о фирмах малого и среднего бизнесе. Доступных прежде всего с точки зрения стоимости, поскольку маркетинговые исследования, проводимые третьими лицами, часто требуют значительных издержек.
И напротив, одним из доступных инструментов – если не доступнЕЙШИХ – являются поисковые запросы поисковых же сервисов, Яндекса и Гугла. С Гуглом ситуация выглядит сложнее, поскольку его статистика не имеет региональной разбивки. Поэтому мы использовали только Яндекс, хотя нужно иметь в виду, что часть пользователей/потребителей пользуются именно Гуглом, и при желании итоговый результат можно мысленно скорректировать в сторону увеличения.
Далее мы практически без изменений процитируем фрагмент из нашей прошлой публикации. Обоснование использования именно поисковых запросов весьма простое – если пользователь вводит некий целевой для той или иной отрасли запрос, то это означает, что у этого пользователя уже имеется соответствующая потребность. И таким образом, количество запросов (в том числе и по отдельным категориям) отражает некоторый сформированный совокупный спрос. Соответственно, пользователя, появившегося на сайте по целевому запросу и неизвестного системе (то есть, помеченного как «новый» в фильтрах Яндекс.Метрики как «новый»), вполне можно отождествить со «свободным» потенциальным клиентом, а все множество таких запросов/пользователей – со свободным спросом.
Только внимание – не нужно использовать для подсчета этих запросов сервисы подбора ключевых фраз, главным из которых является ВордСтат (если для Яндекса). Понятие «ключевых фраз», их функции и статистическое значение мы подробно анализировали в 3-ей части нашей статьи, посвященной контекстной рекламе, а также в специальной публикации. Здесь мы просто скажем, что использование данных таких сервисов требует применения различных поправочных коэффициентов, без которых эти данные существенно искажают реальную картину.
Поэтому единственным по-настоящему надежным источником данных для любой фирмы остается ее собственная внутренняя статистика, статистика тех поисковых запросов, которые приводили пользователей на сайт самой фирмы. Правда, использовать ее стоит лишь тогда, когда по основным интересующим запросам сайт фирмы занимает высокую позицию в выдаче – то есть, не далее первой страницы, а в идеале – в первой пятерке. В этом случае можно быть практически уверенным, что любой потенциальный клиент, имеющий целевое намерение и осуществляющий активный поиск, с высокой долей вероятности посетит и соответствующий сайт.
Без ложной скромности скажем, что основной сайт нашей группы – conttrans.com – занимает достаточно высокие позиции по целевым запросам в так сказать кластере, связанном с ядром «контейнерные перевозки». Под кластером здесь подразумевается все множество поисковых запросов, которые близки к ядру либо на счет прямого использования соответствующих понятий (пусть и в сочетаниях), либо за счет очевидных синонимов, не допускающих иной интерпретации. В свою очередь, «высокие позиции» относится к органическому поиску по Свердловской области. Поэтому можно считать, что сформулированное выше условие выполнено. И как следствие – количество целевых запросов на наш сайт с достаточной долей вероятности совпадает с общим количеством таких запросов по Среднему Уралу.
Кстати, общее количество показов, в которых участвовал сайт по тому или иному целевому запросу, можно отождествить с общей емкостью рынка – совокупным (валовым) спросом.
Собственно, построение прогноза включало два этапа:
· установления объема свободного спроса на основе поисковых запросов за предшествующий год (для 2022 это был 2021, для 2023 – 2022);
· определение возможного объема на текущий год, которое предполагается равным объему за прошедший год при прочих неизменных условиях.
Результаты
Как и в прошлом году, по коммерческим соображениям мы не можем привести абсолютные (натуральные) данные, поэтому указываем их в процентах от значения некоторого эталонного периода. Для годовой статистики таким эталонным периодом является 2019, для квартальной – данные по 3-ему кварталу 2019.
Основные выводы:
· в 2022 году рынок продемонстрировал устойчивость – свободный спрос уменьшился, но на величину, едва превосходящую возможную погрешность;
· усредненное количество запросов за квартал также незначительно снизилось;
· поквартальные линии трендов имеют имеют безусловно нисходящий характер;
· в 2023 году нисходящий тренд может усилиться, в том числе и в результате действия макроэкономических факторов (таких как дефицит пропускной способности сети РЖД, ухудшения общеэкономической обстановки).