Найти тему

Данные Argus: стоит ли верить такому дисконту

Согласно данным ценового агентства Argus, в середине января российская нефть марки Urals экспортировалась по цене в $46–48 за баррель. В это же время мировые цены на эталонный сорт Brent были почти в два раза выше и составляли $84–86 за баррель. Насколько репрезентативны котировки Urals от Argus?

Снизился ли спрос на нефть

Саудовская Аравия — крупнейший мировой экспортер нефти — в ноябре сократила добычу и экспорт нефти относительно октября на 4,5 и 6,3% соответственно. Китай отменил санитарные ограничения и наращивает импорт углеводородов. На этом фоне Международное энергетическое агентство прогнозирует рост спроса на нефть в Китае до 15,9 млн баррелей в сутки (б/с).

Также агентство повысило прогноз мирового спроса на нефть в 2023 году. Ожидается, что во втором квартале текущего года глобальный спрос вырастет до 100,81 млн б/с, в третьем — до 102,86 млн б/с, а в четвертом — до 103,51 млн б/с, обновив исторический рекорд.

Получается, что нефти в мире за последнее время больше не стало, а спрос на нее остается стабильным на уровне немногим выше 100 млн б/с с перспективой повышения в четвертом квартале более чем на 3,5%. При этом стоимость российской нефти, которая обеспечивает около 10% мирового предложения и свыше 5% глобального экспорта, упала почти вдвое относительно сорта Brent.

Сколько стоит нефть на альтернативных площадках

Российская нефть торгуется и на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже на условиях самовывоза из ряда пунктов. Согласно данным за 24 января, очередная партия нефти объемом 10 тыс. тонн была продана за сумму 282,1 млн рублей. Это соответствует цене $55,70 за баррель при курсе 68,90 рубля за доллар США.

Особенности формирования цены

Стоимость реализованной вчера партии нефти на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже определена исходя из условий поставки по магистральному трубопроводу на Варандейском терминале, расположенном за Полярным кругом на берегу Баренцева моря и принадлежащем ЛУКОЙЛ. Эта цена формируется без учета дальнейшей логистики до конечного покупателя. Логистика из Варандейского терминала предполагает дальнейший трансфер нефти танкером ледового класса до свободной от льдов навигации, а также двойную перевалку: сперва на борт ледокола через инфраструктуру терминала и далее на обычный танкер для транспортировки на мировые рынки.

Как это влияет на стоимость Urals

В то же время котировки Urals от Argus определяются расчетным способом относительно базиса FOB Приморск. Он предполагает поставку нефти с условием ее погрузки на борт судна в указанном порту, то есть логистика уже должна быть заложена в котировки.

С учетом этого реальная стоимость Urals в балтийских портах будет как минимум на $12–14 дороже, то есть в районе $68–70 за баррель в эквиваленте базиса поставки FOB Приморск.

-2