Произведение искусства - штука капризная и требующая к себе особого отношения. Не зря в музеях работают специальные люди - хранители музейных предметов, главная задача которых ограждать произведения искусства от негативного влияния внешней среды и упреждать разрушительные действия посетителей по отношению к вечному.
И даже если искусство, которое вы принесли в дом, совсем молодое и создано буквально вчера, все равно стоит подумать об условиях хранения. Реставрация – это дорого. А произведение искусства в плохом состоянии сохранности уже не будет так радовать глаз, да и удачно перепродать осыпавшуюся живопись или выгоревшую графику вряд ли получится.
Жизнь в квартире/частном доме для произведений искусства– это стресс. Идеальные музейные условия в квартире, конечно, не создашь, но базовых правил все же нужно придерживаться.
1. Следи за температурой и влажностью
Температурно-влажностный режим - это один из самых важных факторов, влияющих на состояние сохранности предмета искусства. И если фарфоровая скульптурка перепады температуры и влажности переживёт, то живописи и графике будет плохо - масляный красочный слой покроется трещинами и может начать осыпаться, холст поведёт, бумагу ждёт неизбежная деформация. Дерево, кстати, тоже плохо переносит изменения температуры и влажности. Результатом неправильно выстроенного ТВР станет растрескивание материала.
Идеальная температура - 18-22 градуса, влажность - 40-60 %.
Хорошей идеей будет поставить увлажнитель в комнату, где будет висеть/стоять искусство (только поставь подальше). И снизить температуру у батареи.
Не размещайте искусство рядом с отопительными приборами и водой.
Старайтесь не проветривать комнату, если температура на улице и в квартире сильно отличаются. Такие перепады вредят произведениям искусства.
2. Скажи солнцу «нет»
Солнце и ультрафиолет - враги искусства. Из-за его воздействия происходит выгорание красочных пигментов. Разместите произведение на солнце, увидите, как оно медленно , но верно умирает. Особенно светочувствительны графика и фотография.
Если решите повесить картину напротив окна, то придётся подумать о шторах. Старайтесь выбрать угол потемнее, так искусству будет комфортнее.
3. Не забывай про пыль
Искусство любит жить в чистоте. Не забывайте смахивать пыль чистой сухой безворсовой тряпкой или пипидастром каждую неделю. Никаких мокрых тряпок! И будьте осторожны с выступающими живописными мазками, могут обломаться.
4. Окантуй!
Графику и живопись лучше хранить в рамах. Для живописи достаточно будет сделать реечную обкладку, чтобы не побить углы при переноске. А для графики советую заказать полный комплект - рама, стекло, подложка из бескислотного картона. Так меньше опасности случайно порвать тонкую бумагу, да и пыли копиться меньше. Только пусть это сделают профессионалы! Поверьте, неправильно подобранный картон или скотч могут оставить необратимые последствия на рисунке.
5. Лучше приклеить
Объекты лучше приклеить в поверхности, где они стоят. В музеях это называется приморозка, так фиксируют экспонаты на выставках. Так вы точно не смахнёте случайно скульптуру с полки в порыве уборки.
Чтобы не осталось следов на самом произведении и на полке, советую использовать двусторонний силиконовый скотч. Он отлично держится практически на любых поверхностях и при этом снимается легко и без последствий.
Следуйте этим правилам и ваша коллекция сохранит презентабельный внешний вид.
Если же захочется смены экспозиции и вы решите убрать на антресоль одну из работ, помните:
- не храните живопись, графику и дерево в полиэтилене и в "пупырке" - работы задохнутся. К тому же если внутрь упаковки попадёт немного влаги, то создастся парниковый эффект и это гарантировано испортит произведения
- заверните предмет в газету или крафтовую бумагу (музейщики используют специальный материал - микалент), используйте коричневый бескислотный скотч - он не оставит жёлтых следов клея
- соорудите коробку для хрупких предметов, сделай мягкие прокладки. Можно использовать поролон, но лучше, чтобы он не соприкасался напрямую с предметом. Проложите бумагой.