30 января 2023 года исполнилось ровно 100 лет со дня рождения Леонида Иовича Гайдая – советского кинорежиссёра, который в своё время стал самым популярным и признанным. В свою очередь его фильмы оказались культовыми и разошлись на цитаты. А некоторые из них вообще вошли в список 250 лучших картин.
В 1949 – 1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа. Там его талантам восхищались практически все мэтры. Учился блестяще, а значит была однозначная перспектива дальнейшего трудоустройства. Правда, есть мнение, что первое время обучения его подводила страсть к розыгрышам. Шутки Леонида настолько не понравились наставникам, что спустя первое полугодие был отчислен из института за профнепригодность. Но Гайдай не опустил руки. Он посетил множество высоких начальников, доказывая, что был исключён незаслуженно. В итоге ему поверили и вновь приняли с испытательным сроком.
Когда Гайдай окончил обучение во ВГИКе, режиссёр Иван Пырьев предложил ему 2 варианта: либо пойти помощником к Эльдару Рязанову, готовящемуся к съёмкам фильма «Карнавальная ночь», либо пойти к театральному режиссёру Андрею Гончарову. Леонид выбрал второй вариант и вместе с Гончаровым приступил к съёмкам фильма «Долгий путь». В ходе работы между режиссёрами возникли разногласия. Они разрослись до таких масштабов, что приходилось останавливать съёмки. Итогом конфликта стало то, что Гончарова убрали, а Гайдай доснял фильм вместе с Валентином Невзоровым. Несмотря на то, что сюжет был вовсе не комедийный, режиссёр Михаил Ромм каким-то образом разглядел в Гайдае талант комедиографа и посоветовал ему работать в этом направлении. О чем сейчас и пойдёт речь.
Конец 1950-х — 1960-е
И хотя дебютом оказался фильм «Долгий путь» (1956), фактически полноценное начало творческого пути Леонида Гайдая, как самостоятельного режиссёра, было положено с картины «Жених с того света» (1958). Она была снята в жанре комедии и оказалась единственной, что подверглась страшной цензуре. Дело в том, что сюжет серьёзным образом обыгрывал советскую бюрократию. Хотя на первых просмотрах на студии «Мосфильм» комедия произвела настоящий фурор, тем самым зрители просто выпадали из кресел от смеха. Однако под давлением комсомольского деятеля Николая Михайлова было сокращено большое количество материалов. В результате полнометражный фильм превратился в короткометражный, а со стороны Гайдая этот проект едва не стоил его карьеры. Тем не менее, Леонид Иович продолжил снимать фильмы, но поначалу это были короткометражные.
Следующей его работой стал фильм «Пёс Барбос и необычный кросс», снятый в 1961 году по стихотворному фельетону украинского советского поэта-юмориста Степана Олейника. Это было то кинопроизведение, где была создана знаменитая сейчас троица: Трус, Балбес и Бывалый (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов соответственно), — ставшая визитной карточкой комедиографа. Кстати, прозвища своим героям Леонид Иович придумал сам — в оригинальном фельетоне участвовали безликие Гаврила и 2 Николы. На роль Бывалого, согласно рекомендациям Ивана Пырьева, был приглашен Евгений Моргунов (первоначально должен был исполнять роль Михаил Жаров). На роль Труса был назначен Георгий Вицин, а на роль Балбеса — Сергей Филиппов. Однако к началу съёмок его в Москве не оказалось, и ассистенты начали рассматривать другие варианты. Наконец, Георгий Михайлович порекомендовал Юрия Никулина. Когда он пришел на студию, Гайдай, только увидев его, объявил: «Всё, у нас есть Балбес! Не нужно никаких проб!». На протяжении работы над короткометражной картиной у комедиографа была создана собственная эксцентрика комедии. Её концепция была построена на основе опыта представителей немого кинематографа — в частности, Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда. То есть, она заключалась в применении комической музыки и скорости движения персонажей (не говоря о том, что у персонажей отсутствуют реплики). Именно эти детали привлекли внимание зрителей, в результате чего «Пёс Барбос...» обрёл большую популярность и был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском международном кинофестивале в том же 1961 году, как лучший короткометражный фильм.
При таком успехе Гайдай тут же приступил к съёмкам продолжения, название которого — «Самогонщики». Такую идею подбросил сам Юрий Никулин, игравший в цирке подобную интермедию вместе со своим напарником Михаилом Шуйдиным. К тому-же, у съёмочной группы осталось много интересных материалов, снятых для фильма «Пёс Барбос...». При других обстоятельствах мы бы увидели единственный фильм, продолжительность которой составляла бы 30 минут. Наверное, это и к лучшему, что Леонид Гайдай сократил его до 10 минут, убрав много трюков, чтобы потом можно было использовать в «Самогонщиках». Очередное творение обрело всесоюзную славу не только режиссёру, но и троице: Трусу, Балбесу и Бывалому.
1962 год для Гайдая оказался тем временем, когда он совершил творческий эксперимент по созданию экранизации литературных произведений. В качестве объекта для эксперимента послужили новеллы американского писателя и мастера коротких рассказов О. Генри. Они были собраны в один сборник, получивший название «Деловые люди». Такое же название получил и фильм Леонида Гайдая, в котором представлены 3 новеллы: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». В отличии от первых 2-х, последняя стала подлинным шедевром отечественного комедийного кино. При этом зрители в то время гадали, зачем Леониду Иовичу снимать то, что не связано между собой по сюжету. Всё просто: фильм был приурочен к 100-летию со дня рождения писателя. Сам Гайдай, в свою очередь, пожимал плечами, отвечая на подобный вопрос:
Не знаю, нравится мне и всё тут… А зачем, критики придумают что-нибудь...
После успешного проката Гайдай решил вернуться к советской действительности и подарил зрителям одну за другой феноменальные картины. Так, в 1965 году на экраны вышел фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», который не только стал лидером проката (его посмотрели 69,6 миллионов зрителей), но и подарил нам еще одного персонажа, ставшего очередной визитной карточкой творчества Гайдая наряду с Троицей. Как и в случае с «Деловыми людьми», «Операция „Ы“...» состоит из 3-х самостоятельных новелл. Но по сравнению со своим предшественником, сюжет каждой из них представляет собой определённое похождение одного и того же главного героя — простоватого, но неунывающего и находчивого студента Шурика в исполнении Александра Демьяненко.
Интересный факт.
Образ Шурика — его внешность и характер — режиссёр Леонид Гайдай полностью списал с себя. Стоит только как-следует взглянуть на Шурика, и всё станет ясно. Это точная копия Леонида Иовича — от жестов до походки. Он никогда не учил, никогда не делал замечаний, однако всегда выражал своё отношение. К примеру, терпеть не мог за глаза кого-то обсуждать.
Шурику приходилось: то бороться с гражданами-алкоголиками, хулиганами и тунеядцами; то в последний момент готовиться к экзамену; то неожиданно сталкиваться с Бывалым, Трусом и Балбесом — знаменитой троицей, которую Гайдай ввёл в сюжет новеллы «Операция „Ы“». Во время съёмок сценарий несколько раз изменяли: сменили имя главного героя картины с Владика на Шурика и даже переделали несколько сцен. Гайдай разрешал актёрам импровизировать, придумывать шутки и не требовал строгого заучивания ролей. Говоря о музыке, после фильмов «Пёс Барбос...» и «Самогонщики» Гайдай прекратил творческое сотрудничество с композитором Никитой Богословским. Есть мнение, что причиной послужил прямой конфликт между композитором и режиссёром. С картины «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» началась совместная работа с Александром Зацепиным — тогда ещё малоизвестным композитором. В музыке Зацепин использовал яркие звуковые эффекты, подчёркивающие эксцентрику юмора: свист, щелчки, удары и прочее. Впоследствии ни один известный фильм Леонида Гайдая не обходился без шумов, музыки и песен этого композитора.
Следующий фильм Гайдая стал продолжением историй Шурика — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Помимо главного героя также вновь появилась троица в исполнении Вицина, Никулина и Моргунова, но в последний раз. Многие сцены Леонид Иович редактировал в процессе съёмок. Несколько раз он специально заставлял актёров по-разному отыгрывать одни и те же моменты. Вместо того, чтобы подумать, как разбить фильм на несколько новелл, в «Кавказской пленнице...» режиссёр сделал упор на зрелищность, трюки, динамику и даже на элементы клоунады. Фильм занял первое место в прокате, собрав рекордное число зрителей — 76 500 000 человек. До этого момента ни одному отечественному режиссёру не удавалось завлечь в кинотеатры такое количество народа. Однако именно этот фильм поставил приключениям Труса, Балбеса и Бывалого большую точку. Яркой причиной стал конфликт между Евгением Моргуновым и Леонидом Гайдаем. Натянутые отношения с режиссёром установились у артиста ещё на съёмках «Самогонщиков». Тогда Моргунова «проработал» Иван Пырьев, как поклонник артистической тройки. Несмотря на это, Моргунов в итоге уехал в столицу, тройка распалась, а в оставшихся сценах «Кавказской пленницы...» снимался дублёр. Тем не менее Трус, Балбес и Бывалый ещё несколько раз появлялись вместе в картинах других режиссёров. Чаще всего это были эпизодические роли. В последние годы жизни режиссёра примирение Гайдая и Моргунова всё же состоялось.
Наряду с двумя картинами о приключениях Шурика лидером проката была и «Бриллиантовая рука», снятая в 1968 году. В основу сценария легла заметка из газеты «За рубежом», где речь шла о контрабандистах, перевозивших украденные драгоценности в гипсе. На главную роль был приглашен Юрий Никулин, а также Андрей Миронов и Анатолий Папанов (последние двое являются не менее известным кинодуэтом). В процессе утверждения сценария и во время съёмок по рекомендации худсовета из ленты был удалён ряд эпизодов, переозвучены или скорректированы отдельные реплики персонажей. Но это не помешало фильму получить известность со стороны аудитории. И в течение первого года проката его посмотрели 76,7 миллиона зрителей. А Леонид Гайдай и Юрий Никулин получили Государственную премию РСФСР «за участие в создании кинокомедий последних лет».
1970-е
Леонид Гайдай и не подозревал, что снова будет работать над созданием экранизации, даже несмотря на то, что фильм «Деловые люди», как эксперимент, обрёл большой успех. В этот раз он обратился к отечественной литературе. Если быть точным, то к классическим произведениям таких авторов как: Ильи Ильфа вместе с Евгением Петровым; Михаила Булгакова; Михаила Зощенко и Николая Гоголя. Гайдай в какое-то время добивался экранизировать роман «12 стульев». Несколько раз проходил по всем инстанциям. И вдруг узнал, что этот роман собирается ставить Георгий Данелия. По этому поводу рассказывал сам Леонид Иович:
...Я, конечно, расстроился. Но ничего не поделаешь — пришлось распрощаться со своей мечтой. И вот однажды подходит ко мне Данелия и спрашивает: «Лёня, хочешь ставить «Двенадцать стульев»?». Я отвечаю: «Это мечта моей жизни». — «Бери и начинай», — говорит Георгий. «А ты?» — спрашиваю. А он — «Пока готовился, у меня всё перегорело. Я уже не знаю, как этот роман ставить». Ну, я сразу за дело…
Основной проблемой стали поиски артиста на роль Остапа Бендера. Перепробовали более 20 актёров. Среди них оказались Владимир Высоцкий, Никита Михалков, Евгений Евстигнеев и Андрей Миронов. В итоге режиссёр остановился на малоизвестном Арчиле Гомиашвили, кандидатуру которого никто ни разу не рассматривал. Кроме того, бытует мнение, что Владимир Высоцкий был тем, кто рекомендовал Гайдаю грузинского актёра. Итогом стало то, что кинокартину, снятую в 1971 году, признали одной из лучших работ Леонида Иовича, наряду с другими его хитами, а также стала культовой. Позже сам комедиограф не раз говорил, что «12 стульев» — одна из его лучших картин, и даже неодобрительно отзывался об одноимённом фильме, поставленный Марком Захаровым в 1976 году, называя его «уголовным преступлением» и противопоставляя ему свою версию.
На очереди пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» о советском инженере, который создал машину-времени. Долго шел подбор актёров — многие отказывались от участия в фильме, полагая, что цензура даст запрет шутить над царём Иваном Грозным. Во время согласования картины худсовет киностудии «Мосфильм» действительно потребовал убрать несколько сцен, включая ту, где царь жарил котлеты на кухне Тимофеева. Часть вырезанных эпизодов попали в короткометражную версию ленты под названием «Черные перчатки», стилизованная под немое кино. Большое удивление вызвало появление Шурика в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Идея отождествления инженера Тимофеева со студентом из «Операции „Ы“...» и «Кавказской пленницы...» не была самоочевидной и пришла не сразу. Гайдай просто напросто решил снимать Александра Демьяненко. В честь него персонаж, именовавшийся у Булгакова Николаем Ивановичем, был переименован в Александра Сергеевича (Шурика). Натуральность, с какой слились образы Шурика и инженера Тимофеева, была даже чрезмерной в том смысле, что роль оказалась для Демьяненко малоинтересной и не содержала большой новизны. Что касается машины времени, для съёмок её создал художник, скульптор по дереву и карикатурист Вячеслав Почечуев. Первоначальный вариант машины времени, изготовленный специальным бюро, оказался невыразительным макетом стандартной ЭВМ. Почечуев набросал эскиз новой модели и при помощи конструктора, слесаря и стеклодува за несколько дней сотворил новую машину времени, вызывающую у зрителей ощущение настоящего чуда. Почечуев получил премию в размере 40 рублей, а в справке из бухгалтерии было написано: «Деньги выданы за изобретение машины времени».
После выхода фильма «Иван Васильевич меняет профессию» в 1973 году режиссёру присвоили звание народного артиста РСФСР. Об этом Гайдай узнал в тот момент, когда был занят на съёмках фильма «Не может быть!». Данная экранизация была снята в 1975 году по произведениям Михаила Зощенко и состоит из 3-х новелл: «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие». И, как и остальные работы, фильм стал одним из самых известных на киностудии «Мосфильм».
Дальнейшая творческая работа над экранизациями стала медленно, но верно ухудшаться. Этот факт подтвердил фильм «Инкогнито из Петербурга», снятый в 1977 по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». Он оказался единственным, где не было использовано определённой эксцентрики. Даже при таком случае не обошлось без цензуры: все сцены, которые Леонид сделал современными, просто полетели в корзину.
1980-е — начало 1990-х
Чтобы поставить большую точку в постановке экранизаций, в 1980 году Леонид Гайдай снял фильм «За спичками» по одноимённой повести Майю Лассила. В этой картине есть 2 технические особенности. Во-первых, фильм существует в 2-х версиях: на финском языке и русском, причём это относится и к песням. А сам фильм был снят на территории Финляндии с участием как русских актёров, так и финских. Во-вторых, само создание фильма было фактически приурочено к 25-летию особых отношений СССР и Финляндии.
После этого комедиограф вновь вернулся к задумке снять комедию о простых советских людях. Спустя 2 года вышел «Спортлото-82», который оказался последним, какой сумел стать лидером советского кинопроката: его посмотрели свыше 55 миллионов зрителей. Однако критики наоборот встретили фильм прохладно и подразумевали его как полнометражную рекламу лотереи «Спортлото».
В последующих картинах Гайдай совершал попытку вписаться в новую действительность. Так, в 1985 вышла картина «Опасно для жизни!», которая пользовалась популярностью куда меньше. Хотя критики и зрители узнавали мастерство Леонида Гайдая и комедийный его стиль. Через 5 лет появился «Частный детектив, или операция „Кооперация“». В качестве объекта высмеивания в нём фигурируют наиболее злободневные темы — кооперация, рэкет, коррупция, бюрократизм, неформальные молодёжные движения, наркомания, проституция и прочее. Кроме того, в отличие от других предыдущих работ, музыкальное сопровождение в фильме исполнено не живым оркестром, а на синтезаторах. Общим результатом стало, что вообще картина осталась без внимания критики. Но зато за роль Дмитрия Пузырёва Дмитрий Харатьян был признан Лучшим актёром 1990 года по результатам опроса журнала «Советский экран». А Леониду Гайдаю, в свою очередь, присвоили звание народного артиста СССР за большие заслуги в развитии советского киноискусства и плодотворную общественную деятельность.
Последней творческой работой для комедиографа является «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» с участием того же Дмитрия Харатьяна. Премьера состоялась 30 октября 1992 года, уже после распада СССР, поэтому в прологе к фильму об СССР говорится в прошедшем времени. А сами съёмки фильма начались ещё до распада, в начале августа 1991. К тому моменту здоровье режиссёра ухудшилось, а финансирование «Мосфильма» сократили. Гайдай почти не снимал фильмы, а создавать собственное производственное объединение или киностудию не хотел.
Заключение
Великий деятель культуры, стоявший у истоков русского кинематографа, на 71-м году жизни Леонид Гайдай скончался 19 ноября 1993 года в Москве в результате тромбоэмболии лёгочной артерии.
К сожалению, Гайдай не дожил до тех лет, когда фильмы его стали чуть-ли не еженедельно транслироваться по Центральному телевидению. Главное, что Леонид Иович и сейчас продолжает считаться признанным классиком комедийного жанра. На протяжении всей своей творческой карьеры он являлся весьма консервативен в подборе актёрского состава. Большинство артистов снималось у него не один раз. Тем самым, благодаря гайдаевским проектам, каждый из них выходил на новый творческий уровень до статуса Актёра первой величины.
Что касается нас — зрителей, то мы продолжаем пересматривать фильмы до сих пор и употреблять крылатые фразы в бытовых ситуациях. А когда речь в разговоре доходит до жанра комедии, то мы всегда подразумевали и подразумеваем имя комедиографа Леонида Гайдая.