Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Обида на родителей

Слышали о радикальном прощении? Знаете, что оно значит?

На мой взгляд, это такой "перевертыш", когда в плохом, насилии, которое произошло, человек пытается найти что-то хорошее и поблагодарить жизнь/родителей за этот опыт.

Это такая позиция, когда человек исходит из позиции, что НИЧЕГО плохого не происходит, во всем этом есть какой-то высший позитивный смысл для него.

Почему это не работает или помогает лишь ненадолго?

Потому что так вы отрицаете свои чувства, считая их плохими. И соответственно избегаете их, блокируете, но не проживаете.

Представьте человека, который рос в семье, где подвергался сразу физическому и эмоциональному насилию (или одному из них), а ему говорят:

"Прости своих родителей!""Тебе же самому легче станет""От обиды болезни всякие, онкология вот бывает"

или вовсе

"На родителей злиться нельзя! Они тебе жизнь подарили"

А что делать, если кроме того, что они эту жизнь подарили, они ее еще и сильно травмировали? Как мне потом жить эту жизнь, которую я не выбирал(а)?

И вот, вроде бы, родителей "простил" человек, но почему-то не ездит к ним в гости или редко это делает, а если и приезжает, то на следующий же день хочет уехать обратно, не понимая даже почему. Ему становится трудно их принять, привычки раздражают.

Появляется ощущение:

"я плохая дочь/сын", раз «просто так» бешусь на родителей..

Но «просто» ли так это происходит? Или это вырываются наружу непрожитые чувства из детства? Которые человек пытается рационализировать и избежать:

"На родителей злиться нельзя"
"Что было, то было"
"Ну как сейчас это изменит мое детство?"

или вовсе боится

"А что если мы совсем перестанем общаться?"
"Если из-за этого с ними что-то случится, то я себе этого не прощу.."

И человек снова проваливается в травматичные чувства стыда и вины, которые испытывал в детстве, когда боль причиняли ему, а НЕ он:

"Это со мной что-то не так"
"Я это заслужил(а), раз со мной так поступают"

Так происходит потому, что в этот момент у ребенка есть две противоположные потребности, связанные с выживанием:

  1. защитить себя от обидчика(ов), даже если это родители и
  2. сохранить к ним привязанность

Для этого ребенку приходится вырабатывать различные психические защиты, в том числе через:

  • рационализацию

("мои родители сами были травмированы", "да кем бы я вырос, если бы они мне голову на место не "вправляли", "в 90-х по другому невозможно было воспитывать")

  • диссоциацию ("не помню", "не понимаю")
  • идеализацию ("мои родители самые лучшие")
  • вину и стыд перед значимыми другими.

А теперь замените слово "родители" на "насильники" в контексте причинения любого насилия по отношению к ребенку (эмоциональное, физическое/сексуальное).

Можно ли испытывать злость по отношению к насильнику, например, грабителю, если это посторонний для вас человек? А если насильники - родители? И что делать с этой обидой сейчас?

Приходите на мой курс по травмам привязанности, чтобы ответить себе на эти вопросы.

Курс стартует 1 марта. И будет доступен в записи.

Автор: Евгения Милькова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru