Как обещал, заключительная часть из Карелии будет посвящена местной железной дороге. По сравнению с летом, мне показалось, что здесь произошел отток грузовых, что станции более пустые стали, но обо всем по порядку.
Начнем со станции Маткаселькя, а именно платформы Горный парк Рускеала. Вновь подмечу, что данная платформа входит в состав станции Маткаселькя. Здесь с лета ничего не поменялось, но зимой данный остановочный пункт выглядит интереснее - за это спасибо морозу. Утром после прибытия заснял наш паровоз, который привел нас сюда. Здесь его уже успели развернуть на разворотном кругу.
У нас получается интересная традиция - очередные зимние каникулы и вновь паровозы. В прошлом году был паровоз от Первушино до Костромы, в этом вот Карельские работяги. Утром, правда, мы даже подумали что поедем без паровоза - уж больно мягко ехали. К нашему паровозу мы вернулись уже после прогулки по Горному парку, когда спускались к платформе, он как раз в маневровом порядке прибывал на перрон. До отправления на Сортавала было чуть больше часа - можно побродить и посмотреть за жизнью этого маленького, уютного остановочного пункта. Наш паровоз готовили к обратному рейсу и возле него столпилось прилично людей, которые хотели сделать кадр. Раза с третьего у меня без людей вышло запечатлеть наш поезд.
Прошлись немного по платформе в сторону станции Маткаселькя. Удивительно, как может меняться место в мороз - уют от инея создает волшебную атмосферу.
Когда вернулись к вокзалу и местным костерочкам, я вспомнил, что должен был прибыть местный пригородный поезд из Лодейного поля, как раз его объявили. Подумал, надо было оставаться, но открыв расписание увидел, что можно его снять в обратном направлении. Здесь у него стоянка 10 минут на смену кабину. Посмотрел сколько людей едет из Рускеала в Сортавала данным поездом и был приятно удивлен. Если из Лодейного поля поезд пришел, на глаз, заполнен лишь процентов на 20, то с нашего пункта он ушел почти полным на 70%. Для РА3 в два вагона - хорошее наполнение. Прогулялся до кривой, где изначально и хотел кадр, там и дождался отправления пригородного поезда на Сортавала. Попалась одна из свежих РА3.
А я пошел к костру, чтобы немного согреть руки, все-таки на телефон снимать в мороз - такое себе занятие. Через 15 минут мы уже сели в наш поезд и отогревались горячим чаем. На станции Маткаселькя заметил одиночный ТЭП70, интересно что он здесь забыл, на соседнем пути стояла одинокая 2М62, видно под какой-то поезд поехала. По станции Кааламо у нас была техническая стоянка, где мы пропускали встречный "Рускеальский экспресс" и пригородный поезд Сортавала - Лодейное поле. Паровоз в кадр успел попасть, а вот РА3-076 уже не стал, есть кадр из горного парка.
Про прогулку по городу Сортавала я писал, вернемся к вечерней ЖД части данного города. Уже на обратном пути, когда снимал один из финских домиков, мы услышали гудок со стороны станции Хелюля, я думал показалось, но нет, впереди показался прожектор. До платформы Сортавала-Центр добежать бы не успел, поэтому решил сделать импровизацию и снять поезд в темноте. Это прибывал наш Петрозаводский, что-то опять забыл посмотреть расписание. Кадр вышел интересно, хотя изначально думал удалить.
А на самой станции Сортавала, вечером, обнаружилось полное разнообразие подвижного состава - от маневровых до больших тепловозов, паровозов. Чем мороз становился крепче, тем паровозный пар гуще окутывал станцию. Выглядело это достаточно эффектно. Но начнем по порядку. Сначала попадается уже знакомый ТЭМ18ДМ-1016, который маневрировал с вагоном люкс от нашего поезда. Удивительно, но под этот вагон даже отдельный паровоз! Видно было заказная поездка.
На парковых путях станции тихо бубнила дизелями сплотка тепловозов 2М62У и 2ТЭ116. Вот Карельских 2М62 летом весьма не хватало, все что встретилось по пути из грузовых - были под 2ТЭ116, кроме одного поезда по Хелюля, который мариновали до ночи. Номер 2ТЭ116 разбирать не стал, зачем лишний раз нервировать местных работников? Хотя признаться честно, в этот раз ни одного конфликта не произошло.
Рядом в депо притаился тепловоз побольше - серии 3М62У, с ним в Карелии мы познакомились еще в прошлую поездку, а сейчас стоял один из двух тепловозов, который возил поезд "Деда Мороза" по России. Благодаря морозу, пару от паровозов - вышло очень атмосферно.
Вообще на фоне падения грузопотока по данной части Карелии, мне кажется у таких мощных тепловозов здесь скоро просто не останется работы. А жаль, машины хорошие. Но больше меня удивило, что по станции Сортавала не было ни одного грузового состава. Как уже мне потом подсказали - здесь грузовых остался совсем минимум. Есть подозрение, что политические игры с соседней Финляндией сыграли свою роль. Это печально.
Заключительным кадром поездки стал наш поезд, но уже по нормальному свету, а не ночной метели.
На этом мы прощаемся с Сортавалой, в мороз она оказалась прикольной, но чем-то здесь лучше летом. А железная дорога в этот раз принесла позитив и разнообразие. По пути понаблюдал за станицей Элисенваара, где притаились ДМ62 с паровозом, одинокий 2ТЭ116 и ожидающий нас РА3-081 из Кузнечного. Станция была пуста, лишь один короткий состав - вспоминая лето стало грустно от такой картины. По Хийтоле как обычно на переезде бродил пограничник, на первом пути спала своим сном РА2, а навстречу нам прошла "Ласточка" из Петербурга. В этот раз выходить не стал - сил уже банально не было.
Думаю в тепловозную Карелию уже не вернусь. Снимать здесь банально нечего, можно просидеть весь день на скалах и снять только РА3, а можно и полный комплект - это лотерея. Рускеала и Сортавала явно не тянут на третье посещение, поэтому надо брать курс на электровозную Карелию и столицу - Петрозаводск. Туда я хочу доехать уже несколько лет. Когда уж туда доеду - время покажет.
Оригинал поста в моем ЖЖ:
Поддержать канал на новые путешествия:
Карты ЮMoney:
Юмани МИР - 2204 1201 0568 4373
Юмани - 4048 4150 4755 9139
Сбербанк: 639002389048243703