Найти тему

Ковид, вкус и два типа нюхания

Эпидемия ковида заставила нас задуматься о важности запаха. Причем пропадал запах – пропадал и вкус.

Так что пришло время углубиться в тему поподробнее. Начнем с азов – как мы нюхаем? Правильно, через дырочки в носу улавливаем ароматы окружающего мира.

Только люди ощущают запахи еще и ретроназальным способом – когда молекулы попадают в заднюю часть носа через рот. Когда мы едим или пьем. И этот тип восприятия запаха заодно создает ощущение вкуса.

Спенсер предлагает простой эксперимент – съесть жевательную конфету с зажатым носом. Ощутите сладкий вкус. А затем разожмите пальцы – и внезапно почувствуйте вкус яблока, апельсина – в общем то, чем «надушили» конфету.

Это сработал эффект переноса – запах, который мы стали ощущать носом, начал восприниматься как вкус.

Самое время воскликнуть: «Даешь аромомаркетинг!». Ведь действительно, то, что чует наш нос, обеспечивает предвкушение и вкуса и удовольствия.

Только есть тонкий момент. Мы, люди, сильно различаемся по своей способности воспринимать различные запахи. Так, половина населения планеты не чувствует запах андростерона. А 35% мало того, что ощущают – им он кажется отвратительным. Из-за них, чтобы вкус свинины не был неприятен, кастрируют кабанов.

В общем – это видим мы все примерно одно и то же. А мир вкуса и запаха крайне индивидуален. Нет никакого «настоящего, объективного вкуса». Вдобавок он еще и меняется с возрастом (вспоминаем оливки). Так что с ароматами на массовом рынке экспериментируем крайне осторожно.

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса

мой телеграм-канал с самыми актуальными постами: https://t.me/marketpsy

подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/

Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года в России по версии PWC.

Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Wildberries, Litres, книжный магазин за углом и торренты