Никита Лысый – известный в нашем городе джипер, победитель соревнований различного уровня по трофи-рейду. Машины – особенная страсть мужчины. Молоток и гвозди были первыми его игрушками. В семилетнем возрасте он уже по лесу гонял за рулем уазика. Подростком подрабатывал автослесарем на отцовской СТО. Сегодня строит необычные внедорожники.
– Весь транспорт, который существует в мире, – узконаправленный, – уверен мой собеседник. – Такого универсального, чтобы был одновременно комфортным, мощным и быстроходным, легко покоряющим любые расстояния, в особенности топи, пески и склоны, нет. Приходится изобретать.
Тяга к железу у Никиты появилась очень рано. Его родители Татьяна Владимировна и Анатолий Спиридонович приехали сюда в далеком 1983 году. Мама работала поваром в столовой-вагончике, кормила первопроходцев, папа – на кране, собирал первые деревянные дома. К моменту появления сына на свет в начале 90-х открыл первую в городе станцию техобслуживания. Находилась она в Ивано-Франковском поселке, сейчас это промышленная зона, где, собственно, парень и вырос.
– Мой род занятий был предопределен. Отец чуть ли не с пеленок вручил мне молоток и гвозди, с тех пор меня, кроме железа, ничего не интересовало. Все подаренные игрушки я разбирал моментально, хотел понять, как там всё устроено, – рассказывает Никита Лысый. – Даже будучи в отпуске в большом городе, меня, маленького, родители специально вывозили в парк, где я часами сидел и стучал по деревяшкам.
Любовь отца
На СТО у мальчика был свой инструмент, отец всегда ставил перед ним задачи, которые ему были под силу: открутить, прикрутить, собрать. И охотно отвечал на многочисленные «почему» ребенка. В автомобиле Никита передвигался исключительно на коленках у родителя, за рулем, в то время здесь мало кто обращал на это внимание. К семи годам он знал устройство машины лучше многих взрослых. И мечтал поскорее занять водительское кресло.
– Отец был человеком конкретным, никогда не ругал меня и тем более не бил. Но слово держал, – вспоминает мужчина. – Говорил: «Тронешься с первой попытки – будешь кататься. Нет – откладываем этот вопрос на попозже». Ну, однажды я сел и поехал. Мы тогда проколесили с отцом до самого вечера, он даже оставил все свои дела.
Навыки вождения Никита отрабатывал в промзоне среди сосен на старенькой «буханке». Этот УАЗ Анатолий Спиридонович целый год реанимировал специально для сына. Отпуская отпрыска в лес, строго наказывал, чтобы тот до захода солнца возвращался на станцию, ведь сотовых телефонов еще не было. Но однажды к назначенному часу мальчик не вернулся.
– Я просто застрял между деревьев, – смеется Никита Лысый. – Руль на уазике без гидроусилителя, управлять им ребенку восьми-девяти лет было сложно. По накатанной дороге я нормально ехал, а свернул с нее и оказался в ловушке. Уже стемнело, а я сижу, не знаю, что делать. Смотрю, летит в мою сторону машина милицейская с включенными мигалками. Испугался и за себя, и за отца. А это был он, взволнованный такой. Служебный автомобиль находился у него в ремонте в тот момент, вот он и кинулся на поиски на том, что было на ходу.
В подростковом возрасте Никита уже ходил у отца подмастерьем. Ремонтировал автомобили, заготавливал дрова для печки.
– Я мчал туда с утра, а детвора, которая жила рядом в общежитиях, уже ждала меня. Отец давал канистру бензина, бензопилу, и мы на моей «буханке» ехали в лес. Там собирали сухостой, рубили его и загружали машину под завязку. Оставшееся топливо было наше, и мы, счастливые, отправлялись кататься, – рассказывает мужчина. – Ради СТО я пропускал школу, ЕГЭ в итоге сдал, но поступать всё равно никуда не собирался. Мама, конечно, хотела, чтобы я стал кем-то умным. Она и сейчас иногда говорит: «Дались тебе эти железки», а я без них не представляю своей жизни.
И когда сверстники Никиты отправились в большие города грызть гранит науки в вузах, чтобы кем-то стать, он увлекся гонками по бездорожью. Сначала выезжал на соревнования в качестве зрителя, затем решил участвовать. Продал любимый BMW, на который долго и упорно зарабатывал на отцовской СТО, и купил отечественный УАЗ.
Гонки по бездорожью
– В первой же луже мы с друзьями машину «утопили», – смеется Никита. – Сломались конкретно, сутки там просидели, пока за нами не приехали. Домой из Ноябрьска вернулись на буксире. А через месяц стали первыми на трофи-рейде в Сургуте. Вскоре волна гонок по бездорожью докатилась и до Муравленко. Это был 2012 год. У нас уже существовал негласный клуб джиперов «Вездеход». Максим Дубовик и Виталий Пряженцев были организаторами первых состязаний, Рустам Валидиянов приехал участвовать на «Ниве», я на своем уазике. В том сезоне мы приняли участие в 11 соревнованиях! Это нас очень сплотило. Вот тогда всё и закружилось, стали транспорт свой перебирать, усиливать, изобретать. С весны по осень ездим, зимой строим. Порвались мосты – заменили их на более мощные. Мотор поставили дизельный, чтобы в воде не глох, грязюка в небо летела! И машина быстро ехала. Получилось – воодушевились, давай дальше совершенствовать: колеса большие установили, турбины.
Собрать универсальный «агрегат» из запчастей разных марок, тем более совершенно разных параметров, не каждый автослесарь сможет, так как они просто не подходят друг к другу. Людей, которые занимаются свапами профессионально, в России не так-то много, в основном они на этом зарабатывают, поэтому секретами мастерства просто так не делятся.
Муравленковскому изобретателю приходится до всего доходить опытным путем, высчитывать каждый миллиметр, делать чертежи. На усовершенствование одного автомобиля, в зависимости от сложности, у него уходит от нескольких месяцев до года, а то и больше.
– Взял честно заработанную денежку, купил BMW. Хороший, быстрый автомобиль. Разобрал его, разложил в арочнике на полу от ворот до края в ряд. И по одному проводочку, шурупику досконально изучил его строение, – рассказывает Никита Лысый. – Затем мотор от иномарки установил на УАЗ. Покатался летом и понял, что в нем трясет, подвеска плохая. Следующей зимой опять всё разобрал, заменил. Еще поездил – дверь в отечественной машине плохо закрывается, ветер дует – подобрал более комфортный кузов. И так из года в год.
Когда работа – хобби
Воплощает Никита свои идеи на работе, благо директор предприятия – ООО «Развитие» Рустам Валидиянов – его друг, который всецело разделяет увлечения подчиненного. Отцовская СТО после его смерти пришлось разобрать, так как было оно не оформлено, и после расселения поселка юридически уже сделать это было нельзя. Поэтому какое-то время работал в Мегионском монтажном управлении машинистом цементировочного агрегата. В 2015 году Рустам позвал товарища к себе, и он с радостью согласился. Компании тогда нужна была машина-амфибия. Из обычного уазика Никита сделал мощный, выносливый плавательный аппарат. С тех пор неустанно и с огромным удовольствием адаптирует под работу на Крайнем Севере экскаваторы, грузовики и даже болотоходы.
– Купили один такой за 8 миллионов. Мало того что он сам по себе медленный, так еще и выехал один раз и развалился, – говорит изобретатель. – Поэтому его пришлось полностью модернизировать: установить фаркоп, лебедки, трансмиссию. Также мы седельный тягач переформатировали в самосвал. А два года назад, в период пандемии, и вовсе Обь на «бананах» переплывали. Надо было срочно доставить быстросъем для навесного оборудования экскаватора в Новый Порт, чтобы не потерять контракт на три года. Зимники закрыты, доставка нашей техники сильно задерживалась. Поэтому мы рискнули: на болотоход «Ямал» установили большие колеса, погрузили всё в него и поехали. Через реку шли на надувных «бананах», которые смонтировали на деревянных лагах с помощью веревки там же, на берегу, непосредственно перед заплывом.
Звездолёты – сыновьям
Надо ли говорить, что все друзья и знакомые ремонтируют своих «железных коней» у Никиты. Правда, мастеру больше всего нравится строить внедорожники. И чем задача сложнее, тем ему интереснее. Вот недавно он вместе с другом побывал в экспедиции в Арктике. Ездили они, конечно же, на собственных изобретениях. И, казалось бы, как еще можно модернизировать легендарный железный и ламповый Land Cruiser 76? По отзывам владельцев, машина – зверь. Но, готовясь к экспедиции, Никита и Рустам его хорошенько подшаманили. Мосты установили от шведского грузовика Volvo Laplander, тормоза – от Land Cruiser 200, от него же пружинную подвеску. Мотор и коробку передач поставили от BMW, раздаточную коробку от Land Rover Defender.
– Колеса здесь тоже в два раза больше заводских, все «потроха» заменены, передаточные числа трансмиссии изменены, мосты доработаны, – рассказывает Никита Лысый. – Также стоит центральная автоматическая четырехконтурная подкачка колес, ну и багажник, усиленные бамперы, лебедка. В самом салоне есть спальник, фен, мультиварка, термопот, свет, всё работает от 220 вольт. Увидев этот агрегат, другие участники поездки тоже загорелись идеей свапа и пригнали мне Land Cruiser 200 из Москвы. Это будет новый опыт для меня, такую марку машины я еще не переделывал.
Тиражировать свои изобретения в масштабах рынка мастер даже не думает. Ему больше нравится уникальность момента. И кто знает, возможно, именно его сын Игнат, которому сейчас четыре года, в недалеком будущем будет собирать для нас какие-нибудь звездолеты для межгалактических путешествий. Как говорит отец, его уже хлебом не корми, дай гайки покрутить.
Татьяна Козарь