Найти тему

Как бывший каратель оказался агентом иностранной разведки

О цифрах мало говорят, но они более чем красноречиво дают ответ на то, скольким преступникам против мирного населения в годы Великой Отечественной войны удалось скрыться. Только вдумайтесь. Согласно официальных протоколов Нюрнбергского трибунала, 16 из 30 высших руководителей СС и полиции Третьего рейха не просто избежали наказания суда, а в целом туда даже и не дошли, потому как заранее бежали. Из 53 тысяч солдат СС, которые непосредственно принимали прямое участие в карательных операциях и входили в состав айнзацгрупп, к ответственности были привлечены лишь 600. Кто-то не дожил, другие разбежались. Но особенно интересна была ситуация с нашими соотечественниками, которые прикидывались узниками концлагерей, военнопленными, подделывали документы, а затем просто возвращались домой, как ни в чем не бывало.

"Бывшего командира карательного отряда Федора Зыкова мы искали целых 43 года. Очень высокого полета птица была. Известно даже было, что он сам проходил обучение розыскным мероприятиям, правда в РОА генерала Власова. Известно, что после службы карателем, он был разведчиком там же. Правда кому и как он добывал данные, могли узнать только у него лично, потому как это были лишь слухи, доказательств никаких". (Владимир Кузовов, который после войны выследил более 30 бывших карателей)

Когда в городе Вышний Волочек пошли слухи о том, что старика-гармониста задержал КГБ, никто этому не верил. Душа-человек, правда всегда насторожен, видимо сказалось прошлое в немецких концлагерях. Зыков был ветераном труда, на 9 мая всегда носил свой парадный пиджак с орденами и медалями, которыми его щедро одаривал местный военкомат. Никто тогда даже и не подозревал, сколько немецких медалей имеет этот человек за борьбу с мирным населением СССР.

-2
"Когда мы пришли за ним, он, как и многие в его ситуации, сказал, что ждал нас всю жизнь. Бежать не пытался, не отнекивался, сразу все понял. Когда мы собрались везти его в Смоленск, на прощанье, перед выходом из дома, он попросил выпить. Я запретил, не положено в таких случаях. Тогда он попросил сыграть последний раз на гармони. Только представьте картину - сидит матерый полицай, который загубил сотни человек, играет на гармони и плачет. Только потом, после экспертизы, мы выяснили, что если-бы дали сделать ему хоть глоток из той бутылки, то в Смоленск нам везти было-бы уже некого".
"Работая с Зыковым, мне приходилось отмечать его постоянную настороженность. Он постоянно контролировал себя и каждое сказанное слово. Лишнего никогда ничего не говорил. Постоянно отрицал свою причастность к карательным операциям и его удавалось ловить только на допросах свидетелей и противоречиях. А найти свидетелей, спустя 40 с лишним лет, дело было непростое. Да и многие отказывались говорить при одном только виде Зыкова, настолько боялись этого грозного человека".
-3

Известно было что Зыков оказался в лагере военнопленных в составе группы офицеров-власовцев. Практически сразу он дал согласие на сотрудничество с фашистами. Согласно сохранившимся документам, его зачислили в пожарную команду лагеря. Тушить пожары на территории лагеря было негде, но зато там был крематорий. Остается только догадываться, какие функции выполняла пожарная команда.

"Я видел его незаурядные способности. Даже спустя столько лет, я испытывал ощущение, что передо мной сидит не обвиняемый бывший каратель, а матерый оперативный работник. Он был прекрасно осведомлен в оперативных методах работы, видно было, что проходил ранее отличную подготовку. Находясь в камере, он вел свои тетради с записями допросов, анализировал. Затем вкладывал в тетрадь волосок, чтобы понять, открывали их в его отсутствии или нет. Первое время сажали к нему "подсадных" сокамерников, чтобы разговорить его. Но, он таких раскусывал сразу. Более того, даже по цвету слюны сокамерника он мог определить, угощали того чаем на допросе или нет. Очень умный был".
-4

Зыков пробыл в качестве бойца пожарной команды в Освенциме, также командиром карательного батальона в Смоленских деревнях, а позже его перевели в особый отдел РОА. Когда каратели заходили в очередную деревню, Зыков приказывал зачистить все дома, которые находятся на окраине. Мол, если дом с краю, значит туда заходят партизаны. Во многих домах жили просто женщины с детьми. Но ему на это было все равно. Из-за действий карательных батальонов в Смоленской области после войны навсегда исчезли около 300 населенных пунктов. Жестокость Зыкова вызывала настороженность даже у немцев. При этом он сам постоянно щеголял в выглаженной немецкой форме, чист и ухожен. Многие вспоминали, как партизан конвоировали к месту казни, а он идет сзади и маникюрной пилочкой ногти обрабатывает. А затем хладнокровно приводит приговор в исполнение.

"Чем он занимался в особом отделе РОА, нам так и не удалось вычислить. К тому же, существовал период примерно в полгода, когда о нем вообще никаких сведений не было. Как сквозь землю провалился, да и сам он молчал. В итоге, когда удалось собрать существенную доказательную базу о его карательной деятельности в Смоленской области, состоящую из тринадцати томов, назначили судебный процесс и тут начались чудеса."
-5
"В специальный отдел КГБ, который занимался как раз бывшими карателями, стали поступать десятки писем из разных стран. Аппарат президента США, британское правительство, итальянцы, французы, немцы, письма шли отовсюду. Оставалось только чтобы сам президент Рейган нам написал. Все письма были написаны как под копирку и во всех было одно и тоже - исходя из принципов гуманности, сохранить жизнь подсудимому Зыкову. Вот так каратель, подумали мы! Тогда нам стало ясно, откуда огромные суммы денег на его сберкнижках, найденных у него дома. К тому же, он два раза в год ездил отдыхать в самые дорогие санатории. Откуда у обычного гармониста столько денег? Сам он говорил, что накопил."
-6
"И тут заговорил сам Зыков. Только представьте, человек, который в настоящее время работал обычным настройщиком инструментов на музыкальной фабрике, выдал нам места дислокации всех военных объектов на территории Калининской области, в том числе и секретных! Он знал абсолютно все. Более того, он рассказал нам о том, что расшифровал абсолютно все тайные мероприятия КГБ на территории области. Он начал перечислять, и это все было правдой! Зыков сказал, что расскажет все, в том числе и про те самые полгода, если ему сохранят жизнь. Но, закон тогда был слишком суров к таким личностям - высшая мера наказания. Так от нас ушел, скорее всего, матерый иностранный разведчик, который очень многое мог рассказать".

Подписывайтесь на канал, впереди еще много интересного...