Найти тему

Помогут ли занятия фехтованием преодолеть трудности с обучением?

Фехтование – ациклический вид спорта, который требует выполнения сложных координационных движений.

А мы уже неоднократно писали, что детям с трудностями в обучении в первую очередь рекомендованы циклические виды спорта. Однако это не означает, что от ациклических видов нужно полностью отказаться.

Конечно же, нет! Поэтому к выбору той ли иной физической нагрузки для ребёнка нужно подходить индивидуально и знать, какие конкретно проблемы ему мешают учиться.

Да, большинство детей испытывает трудности с учёбой из-за рассогласованной работы полушарий мозга. Но дополнительно к этой проблеме добавляются ещё следующие:
  • отсутствие силы воли и самодисциплины;
  • гиперактивность;
  • раскоординированность тела;
  • низкий уровень зрительно-моторной координации;
  • отсутствие или слабо развитый навык речевого дыхания.

И если рассматривать фехтование в контексте решения этих проблем, то оно, как и настольный теннис, отлично подходит для детей с трудностями в обучении.

В чём польза фехтования?

В процессе занятий фехтованием у детей формируются жизненно важные двигательные навыки и умения, которые нужны им и в школьной жизни, воспитываются моральные и волевые качества.

Развитие координации

Для многих детей с трудностями в обучении характерен низкий уровень координации: движения со стороны выглядят нелепыми, неуклюжими и не соответствующими ситуации.

То есть ребёнок не может контролировать своё тело и осуществлять согласованные движения во времени и пространстве.

-2

Из-за этого ребёнку сложно сосредоточиться в школе и дома при выполнении заданий. Он постоянно отвлекается, совершает много лишних и ненужных движений.

Низкий уровень координации отрицательно сказывается и на качестве почерка: ребёнок не контролирует силу нажима и движения своей руки. Как результат – неровные и прыгающие строчки, постоянные обводы букв, грязь в тетради и появление «глупых» ошибок.

Фехтование – вид спорта, который отлично развивает координацию

Уже с самых первых занятий ребёнка учат контролировать своё тело, делать чётко выверенные и обдуманные движения.

Благодаря регулярным занятиям фехтованием ребёнок быстро начинает чувствовать своё тело, его движения становятся осознанными и точными, уходят неуклюжесть и неловкость.

Развитие речевого дыхания

В фехтовании постановке правильного дыхания уделяется повышенное внимание. Дыхание должно быть глубоким, мощным и ровным, иначе организм просто не получит нужного объёма кислорода, чтобы быстро двигаться и принимать верные решения во время поединка.

Как правило, укол соперника всегда выполняется на выдохе, так как это позволяет вложить в удар все ресурсы организма. И спортсменов учат правильному дыханию, при котором выдох должен быть обязательно долгим и через рот.

А школьникам это как раз и надо – научиться плавному и продолжительному выдоху, потому что на выдохе мы читаем вслух и пишем с проговариванием. Соответственно, чем продолжительнее выдох, тем речь будет более плавной и разборчивой.

Зрительно-моторная координация

Фехтование предполагает очень серьёзную нагрузку на зрение. Потому что спортсмену требуется быть постоянно сконцентрированным и отслеживать все действия соперника. Благодаря этому у ребёнка повышается зрительная концентрация, укрепляются глазные мышцы.

Одновременно начинает лучше работать система «глаза – рука», потому что для нанесения удара сначала нужно точно «прицелиться» в своего противника. Этот навык автоматически переносится и на учёбу, в частности, письмо. Ребёнок начинает видеть, что он пишет, поэтому удаётся избавиться от «глупых» ошибок и улучшить качество почерка.

-3
Улучшить почерк удаётся ещё и благодаря тому, что фехтование помогает преодолеть моторные трудности.

В частности, фехтование способствует развитию подвижности лучезапястного сустава

Кисти рук спортсмена, чтобы владеть шпагой или рапирой, наносить и отражать удары, должны быть очень подвижны и эластичны. Как это отражается на письме? Ребёнок начинает правильно держать ручку, его почерк становится более плавным, аккуратным и беглым.

Важно! Фехтование – это гиперконцентрация внимания, поэтому после тренировок нужно давать глазам и телу отдых. Иначе это может привести к психоэмоциональному перенапряжению и различным проблемам с глазами.

Что ещё даёт фехтование детям с трудностями в обучении?

В пользу этого вида спорта говорят ещё и такие факты:
  • развитие выносливости к статической и монотонной нагрузке, так как детям приходится по много часов стоять в одном положении, отрабатывая правильную стойку и технику ударов. Соответственно, и на уроках в школе они будут более усидчивы, внимательны, а значит, смогут лучше усваивать информацию;
  • укрепление нервной системы. Во время занятий и поединков спортсмен выплёскивает свои эмоции, учиться контролировать себя. А это отличная профилактика стрессов, нервозности, депрессий и плохого настроения;
  • развитие выносливости, самодисциплины, силы воли, ответственности;
  • положительное влияние на работу мозга. Фехтование не зря называют «шахматами в движении» и даже относят к интеллектуальным видам спорта, которые тоже очень полезны для детей с трудностями в обучении.
Так, фехтование развивает быстроту реакции, скорость мышления, аналитические способности, ведь во время поединка нужно быть всегда начеку и прогнозировать действия соперника;
  • во время занятий активно задействуются все группы мышц, что положительно сказывается на физическом развитии ребёнка и укреплении его организма.

Уважаемые родители!

Занятия фехтованием могут помочь значительно улучшить ситуацию с обучением, потому что сделают ребёнка более дисциплинированным, ответственным, позволят стать ему крепче физически и эмоционально.

Однако нужно учитывать, что фехтование – это всё-таки ациклический вид спорта, и занятия им могут провоцировать рассогласованность в работе полушарий мозга.

Поэтому желательно перед записью ребёнка в секцию фехтования узнать, какие именно причины мешают ему нормально учиться и потом уже принимать решение о выборе спортивной секции.

Как узнать, есть ли у ребёнка рассогласованность в работе полушарий мозга и какое у него текущее функциональное состояние?

На все эти вопросы даёт ответы онлайн-диагностика в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.

Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru

Если понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на Telegram-канал учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе❤️