Найти тему

Неизбежность. №3.

Часть II. «Нонна».

Нонна шла по тропинке, ведущей в деревню. По той тропинке, на которой ровно год назад всё и произошло. Она специально выбрала именно этот день. 17 августа. Она всегда теперь в этот день будет решать все самые важные вопросы. Этот роковой день должен стать для неё самым счастливым в её будущей жизни. Иначе она сойдёт с ума от воспоминаний, от того ужаса, который охватывал её в те моменты, когда сознание на секунду-две возвращалось к ней и она начинала чувствовать боль, запах и то чувство унижения, уничтожения себя, как личности, тем страшным человеком.

Целый месяц она продумывала свой отъезд или побег. Неважно, как его назвать. Собирала втайне от матери вещи, которые понадобятся в пути, накопила немного денег из тех, что давали ей на поход в магазин. Своё свидетельство о рождении брать не стала. Кто её в 15 лет примет на работу? Да ещё в Москве. Нет, надо было что-то придумать.

И она придумала. Целую историю придумала. Вот она и поможет ей добраться до Москвы. А там видно будет.

В деревне Нонна села на первый автобус, который довёз её до города. Железнодорожный вокзал находился в пяти минутах ходьбы от конечной остановки.

Первое, что она сделала, это изучила расписание поездов. На Москву отходил поезд один раз в день. Проездом. Остановка 10 минут. Через час она сядет в него. И ничто ей не помешает. Она спросила у кассира, сколько стоит билет. Тех денег, которые ей удалось взять с собой, хватит только на четверть билета. Ничего, она умная. Не пропадёт.

Как только поезд остановился, Нонна стала внимательно всматриваться в лица проводниц. Одна, очень полная, с добрым лицом и аккуратно причёсанная, показалась ей самой подходящей кандидатурой. Она к этой женщине и подошла.

- Девушка, милая, помогите мне, пожалуйста, - сквозь слёзы произнесла Нонна.

- Тоже мне, девушку нашла. Но всё - равно приято. Почему слёзы льём? Что случилось? Не плачь. Говори.

- Я вчера от поезда отстала. Решила выйти мороженое купить. Родители там, наверное, с ума сходят. Помогите, пожалуйста. У меня ни денег, ни документов, ничего нет. Я весь день голодная. В милицию побоялась идти. Я их вообще боюсь, милиционеров. Они приставать начинают.

- А в сумке что?

- Так тут только кофта тёплая. На всякий случай прихватила с собой вчера, когда из поезда выходила. Можете посмотреть.

- Хватит плакать. Заходи в вагон. Помогу тебе. Отработаешь. Чай по вагону разносить будешь?

- Буду. Я работать люблю. Всё что скажете - сделаю. Спасибо Вам огромное. Вы добрый человек. Я это сразу поняла.

- Хватит соловьём разливаться, а то чего доброго передумаю.

-v-

За три дня, которые Нонна провела в поезде, она узнала, что многие из пассажиров едут в Москву устраиваться на работу по лимиту и что им, рабочим, предоставляется в обязательном порядке общежитие. И то, что москвичи называют таких людей «лимитчиками» или ещё проще - «лимитой», их абсолютно не волнует. Они знают, что умеют работать, и что своё место под солнцем в Златоглавой Москве найдут и обеспечат своим будущим детям достойную жизнь и хорошее образование. Мужчины направлялись в основном на завод имени Лихачёва, а девушки - на ткацкую фабрику «Красная Роза», известную на всю страну производством шёлка, а во время войны – выпуском прочной ткани для парашютов.

Ступив на Московскую землю, Нонна в первую очередь нашла туалет. Ей нужно было зеркало, чтобы немного изменить свою внешность. Она достала из сумочки платок синего цвета и обмотала его вокруг головы. Затем вынула маленький кусочек мела и забелила густые тёмные брови и яркие губы. Внимательно посмотрела на себя в треснутое зеркальце, которое висело в туалете, и осталась довольна собой: на неё смотрела повзрослевшая и не очень симпатичная девушка. Синий цвет абсолютно не шёл к её зелёным глазам и светлой коже.

Окончив необходимую для следующего этапа своей жизни процедуру, Нонна отправилась в привокзальную милицию.

Молоденький милиционер внимательно выслушал рыдающую девушку, которая только что приехала в Москву поступать на работу, но какие-то парни напали на неё и выхватили чемодан, в котором был паспорт, деньги и одежда.

- Успокойтесь, гражданочка. Выдам я Вам справку об утере паспорта. Только это Москва. Осмотрительнее надо быть.

- Спасибо, товарищ начальник. Век помнить буду Вашу доброту.

- Имя, фамилия, дата рождения?

Дату рождения Нонна назвала 17 августа 1933 года, а не 1936.

-v-

Благодаря этой справке она стала на три года старше. Жизнь улыбнулась ей, предоставив возможность стать совершеннолетней и попытаться устроиться на работу по всем законам нашей необъятной Родины.

Выяснив у того же милиционера, как добраться до фабрики «Красная Роза», она через два часа уже стояла в очереди в отдел кадров.

Фабрика находилась в районе Хамовников между улицей Льва Толстого и Тёплым переулком.

На работу её взяли. Общежитие, в котором проживало около четырёхсот девушек таких же, как она, приехавших покорять Москву, предоставили.

Нонна оказалась способной ученицей. Всего несколько дней ушло на то, чтобы научиться работать на ткацких станках самостоятельно.

В сентябре она поступила на учёбу в школу рабочей молодёжи на вечернее отделение.

Нонна была довольна. Её не пугала ни тяжёлая многочасовая до 12 часов в сутки работа, ни постоянный гул станков, от которого раскалывалась голова, ни вынужденное проживание впроголодь, ни отсутствие необходимой одежды. Ей нравилось стоять за станком. Её завораживала красота шёлковых тканей. Она шла к заветной цели и ничто не пугало её. Она должна справиться. Должна. Ради будущей красивой жизни. Ради того, чтобы помочь маме. Ради себя. В первую очередь – ради себя.

Получив первую зарплату, Нонна отправилась в комиссионку. Цены были такие высокие, что ни о каких покупках нельзя было даже и мечтать. Тогда она выяснила, что в Москве существуют места, куда люди приносят старые, отжившие свой срок вещи и продают их буквально за копейки. Именно там, на «блошином рынке», Нонна и стала покупать всё, что ей было необходимо для наступающих холодов. Она приносила в общежитие старые пальто, плащи, юбки, тщательно выстирывала их, отглаживала, перешивала вручную, и через неделю вещь превращалась в красивую, модную одежду. Обувь, купленную там же, перекрашивала и вставляла новые стельки, чтобы, не дай бог, не заразиться какой-нибудь болезнью. О своей гигиене она заботилась тщательно. Нонна постоянно ощущала на себе ту грязь, которая, как ей казалось, впиталась в неё в тот роковой день и которую необходимо было смыть, а если надо, то и хлоркой вытравить со своего тела и из своей души.

Начиная с Нового Года, Нонна половину зарплаты стала отправлять матери.

-v-

Прошло три года.

Наступил долгожданный день, когда она взяла в руки заветный документ, в котором стояли одни пятёрки. Директор школы вручил ей аттестат зрелости об окончании школы рабочей молодёжи вместе с золотой медалью. Первый этап пройден. Теперь можно серьёзно подумать и о поступлении в театральное училище.

Но… Жизнь распорядилась по-своему.

Продолжение следует...

Добрый день, дорогие мои друзья. Спасибо, что читаете мои произведения, ставите лайки и подписываетесь на мой канал. Хорошего вам дня и отличного настроения.