Приветствую вас, дорогие друзья!
Сегодня у нас будет будет печальный, под стать погоде пост. И речь в нём пойдёт, как вы поняли из заголовка, о «Союзе». Но не о семействе отечественных ракет-носителей или пилотируемых космических кораблей типа «Союз» и уж тем более не о Нерушимом, который республик свободных. Речь пойдёт о бывшем авиамоторном научно-техническом комплексе «Союз», история которого окончательно закончилась. К сожалению, я слишком долго откладывал прогулку в этих краях, всё думал, что уж это-то не тронут, но вдруг на днях случайно узнал, что для строительного лобби нет ничего невозможного. Но начну я издалека.
Как вы, наверное, знаете в конце XIX - начале XX вв. Москва переживала бурный промышленный рост и предприятия на окраинах города росли как грибы после дождя. Продолжилась эта тенденция и в советское время, когда столичный «ржавый пояс» сформировался окончательно и львиная доля его пришлась на окрестности Окружной железной дороги. Не минула чаша сия и Хамовники с Лужниками, где в итоге сформировалась довольно обширная промышленная зона, которую обслуживала закрытая ныне станция Воробьёвы горы.
В наше время от этой обширной в прошлом промзоны практически ничего не осталось, а конкретно в Лужниках после строительства одноимённого спорткомплекса (тогда им. Ленина) большая часть промзоны прекратила своё существование и вовсе ещё в советские годы. Тем не менее небольшая её часть в лице пары предприятий просуществовала до наших дней, и одним из таких предприятий был бывший авиамоторный научно-технический комплексе «Союз». Причём, в последние годы он, разумеется, бездействовал в плане работы по профилю, а цеха его сдавались в аренду, но при этом он формировал малоэтажный и весьма симпатичный архитектурный ансамбль Лужнецкой набережной. Теперь эта эпоха закончилась.
1. Как я уже говорил выше, я всё время откладывал поход в тех краях, поэтому единственное фото, где комплекс зданий «Союза» можно рассмотреть в полной мере, я сделал, будучи по работе в высотке РАН в июле 2017-го года. Ансамбль промышленной архитектуры «Союза» из розовых и красных зданий на фото располагается аккурат слева от Андреевского моста ТТК напротив Андреевского же монастыря.
2. А этот снимок я позаимствовал из Яндекс-Панорам. Так он выглядел ещё совсем недавно с Андреевской набережной. Значительное число зданий комплекса, особенно тех, что выходили фасадом на набережную были построены в 1898 году по проекту архитектора А. А. Остроградского. В то время (и до начала Первой мировой войны) на месте «Союза» находились химические заводы фирмы «Фридрих Байер и Ко». Этот был тот самый всем известный сейчас Байер, который придумал аспирин и не только, являющий ныне одним из крупнейших химико-фармацевтических концернов в мире. Предприятие было реквизировано в 1915 году сами понимаете по какой причине.
В дальнейшем, в 20-е годы на советских картах на этом месте можно увидеть фабрику Гознака, но уже во время Великой Отечественной войны, а именно в 1943-м году здесь появляется тот самый авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» (ОАО АМНТК "Союз"). Предприятие создано по Постановлению Государственного Комитета Обороны № 2916 от 18 февраля 1943 года. Приказом Наркома Авиационной промышленности СССР № 118 от 25.02.1943 года предприятию было присвоено наименование Опытный завод № 300.
Основателем и первым руководителем завода был А.А. Микулин, который смог убедить высшее руководство в необходимости создания первого в стране опытного авиационного завода "для,- как говорилось в Постановлении ГКО, - обеспечения опытных конструкторских и экспериментальных работ по созданию авиационных двигателей".
При А.А. Микулине были созданы турбореактивные двигатели мирового уровня: АМ-3 (для самолетов Ту-16, М-4, Ту-104), АМ-5 (для Як-25), РД-9Б (АМ-9) (для МиГ-19), Р11-300 (АМ-11)(для Миг-21, доводка двигателя происходила при С.К. Туманском). В дальнейшем были созданы двигатели Р15Б-300 (для МиГ-25), Р95-300 (для дозвуковых крылатых ракет), Р79В-300 (для Як-141) и другие. Все перечисленные двигатели на момент создания были лучшими в мире.
АМНТК "Союз", по существу, стал родоначальником нескольких авиадвигательных КБ, делегировав своих специалистов для консультации, организации и укрепления этих КБ. Это Тушинское и Тураевское МКБ "Союз", Уфимское (ОКБ-26) и Казанское (ОКБ-16) КБ, которые затем стали самостоятельными.
В настоящее время деятельность АМНТК "Союз" сосредотачивается на двух основных направлениях:
- разработка турбореактивных двигателей для летательных аппаратов
- разработка газотурбинных приводов для электрогенераторов и газоперекачивающих насосов и разработка энергоустановок на их основе.
В частности, ведется проектирование демонстрационного двухконтурного турбореактивного двигателя Р127Д-300 гражданского применения взлетной тягой 890 кг и газотурбинного привода ГТП-0,7-300 мощностью 700 кВт.
Кроме того, проводятся различные работы по конструкторскому сопровождению серийного изготовления и расширения функциональных возможностей двигателей семейства Р95-300. Продолжаются работы по энергоустановкам мощностью 30 и 0,3 МВт.
Научно-техническая и трудовая деятельность коллектива АМНТК "Союз" отмечена награждением предприятия орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Трем сотрудникам предприятия присвоено звание Героя Социалистического Труда, 10 сотрудников стали лауреатами Ленинской премии, 12 – Государственной премии, 3 человека стали академиками, 1 – членом-корреспондентом РАН (впоследствии – академиком), 16 человек – докторами и свыше 50 - кандидатами наук.
- говорится на официальном сайте предприятия, где также утверждается, что оно продолжает действовать и заниматься новыми разработками по сей день.
Возможно, что так оно и есть, но уже точно не на этой площадке. В последние годы её существования подавляющую часть территории занимал бизнес-парк «Союз» — деловой комплекс, сочетающий в себе офисные, складские и производственные помещения В и С классов, а также разного рода кафе, автосервисы и прочая.
3. И немного о железнодорожном прошлом. На карте Москвы 1952-го года можно увидеть многочисленные подъездные пути бывшей станции Воробьёвы горы. Здесь считаю уместным вновь процитировать уже как-то упоминавшийся мной замечательный путеводитель Юрия Егорова по МОЖД, так как более подробных данных о подъездных путях станции Воробьёвы горы в открытом доступе мне найти не удалось:
Первоначально на станции Воробьёвы горы не предусматривалось какой-либо местной работы, она должна была использоваться исключительно для обмена поездами с Киевским направлением через ветвь № 22, идущую от остановочного пункта Потылиха <...> на разъезд № 17 Московско-Киевской железной дороги. Поезда с этой ветви должны были следовать без остановки на Потылихе сразу до станции Воробьёвы горы (или с Воробьёвых гор, также без остановки на Потылихе сразу на соединительную ветвь). Однако по мере развития в окрестностях станции промышленности Окружная железная дорога стала наиболее удобным путём для связи предприятий, расположенных в Хамовниках, с железнодорожной сетью страны. Уже в конце 1930-х Воробьёвы горы - мощная станция с разветвлённой сетью подъездных путей, расходившихся от неё во всех направлениях. В 1956 году одной из первых на кольце, она была оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов - даже раньше, чем главная станция Окружной, Лихоборы, где эти работы начались в 1958-м.
К юго-западу от станции подъездные пути шли к берегу Москвы-реки, а затем подходили к заводу «Союз», с 1943 года выпускавшему продукцию оборонного назначения, а в послевоенные годы - турбореактивные авиационные двигатели. Однако военное производство здесь существовало и раньше: в 1915 году на основе химического завода Байера известный русский промышленник Н. А. Второв создал предприятие по выпуску артиллерийских снарядов. После окончания Первой мировой войны территория была передана фабрике Гознак, а к 1940-м года в этих цехах уже размещался один из заводов Треста организации авиационной промышленности «Оргавиапром», в начале войны эвакуированный в Самару (тогда Куйбышев). После отступления немцев от Москвы на месте эвакуированного авиазавода возник новый. Ныне производство здесь остановлено, большая часть заводских корпусов «Союза» передана под офисы, территория когда-то секретного производства доступна всем желающим (Эх, упустил я этот момент! - прим. моё). Периодически озвучиваются планы по сносу заводских корпусов и началу нового строительства на их месте (Путеводитель издан в 2017 году, когда ещё ничего не началось - прим. моё).
Достаточно большой парк подъездных путей находился на месте современного стадиона «Лужники», это хорошо видно на картах 1930-х - начала 1950-х годов. Согласно адресно-справочной книге «Вся Москва» за 1936 год, на улице Малые Лужники располагались лесные склады, а на берегу Москвы-реки - судоверфь Московского управления пригородного пароходства (по адресу Малые Лужники, дом 6А). Все эти предприятия исчезли при строительстве стадиона.
От западной горловины станции начинались сразу два промышленных подъездных пути, по обе стороны дороги. Первый уходил внутрь кольца, в район Усачёвки, и шёл к заводу «Каучук», переведённому в Москву, как и ряд других заводов из Риги в связи с Первой мировой войной. От подъездного пути к «Каучуку» отходила ветвь в район нынешнего Комсомольского проспекта (тогда улицы Большие Кочки), которая заканчивалась в месте его пересечения с Кооперативной улицей и вела на несуществующий ныне хлебозавод №6, находившийся здесь с 1931 года. Подъездные пути разобрали во второй половине 1950-х, сейчас на месте части линии к заводу «Каучук» находится проезжая часть улицы Ефремова.
Второй подъездной путь шёл с внешней стороны кольца по постепенно понижавшейся насыпи параллельно главным путям Окружной, доходил до Краснолужского моста, сворачивал под него кривой малого радиуса, а затем шёл по Саввинской набережной в сторону Киевского вокзала и заканчивался у бывшей мануфактуры Гюбнера. Сейчас это комплекс зданий (точнее то, что от него осталось - прим. моё) ЗАО «Московский шёлк» на Саввинской набережной (владение 12), многие из которых используются для деловых и развлекательных нужд.
Сама станция Воробьёвы горы была закрыта в начале 2000-х гг.
4. Ну, а теперь перейдём к печальному для «Союза» и вообще этих мест настоящему. Узнав о предстоящем сносе и застройке территории предприятия очередным ЖК, сегодня я поехал туда в надежде успеть запечатлеть застройку набережной в лице «Союза» для истории. Но мне не повезло. Спустившись на Андреевскую набережную, я увидел лишь это.
5. Буквально за считанные дни «ударники» на бульдозерах успели разгромить практически всю территорию. Повезло только зданию офисного комплекса Art-Plaza справа. Оно было построено в 1905 году и являлось частью завода, но в 2007 году было перестроено в БЦ. Это единственная постройка с частично аутентичным экстерьером, которой вроде бы ничего не угрожает.
6. Ещё целым, но уже без окон и готовым к сносу я застал этот дореволюционный корпус. Раньше, как я понял, там располагалось заводоуправление.
7. Кроме него полностью целых (хотя бы в виде стен) цехов уже не осталось.
8. Ломать ведь, как известно, не строить.
9. Такой территорию можно увидеть в технические отверстия с Андреевского моста ТТК.
10. Настоящий вандализм. Все старые корпуса, представляющие архитектурную ценность, можно было бы отреставрировать хотя бы в стиле лофт, сдать в аренду и они бы простояли ещё лет 200. Но место уж очень лакомое для ненасытных застройщиков.
11. Так выглядела набережная у Андреевского моста ещё осенью 2022 года. Этот снимок я также позаимствовал у Яндекс-Панорам.
12. Теперь это место выглядит так. Вид с другого ракурса, но сути это не меняет.
13. Старая Москва с беспомощной мольбой глядит на нас пустыми глазницами окон, отступая перед натиском кранов, бульдозеров и ненасытных девелоперов, равнодушных к истории и облику города.
14. Единственный уцелевший (но сильно видоизменённый корпус).
15. Ну, а теперь посмотрим на всё это безобразие снизу.
16.
17. От большей части строений остались лишь руины и груды строительного мусора.
18.
19. Такой вот бизнес-парк.
20. То, что осталось от цехов «Союза», построенных уже при Союзе.
21. Среди всего этого вандализма одиноко возвышается памятник заводчанам, павшим на полях сражений Великой Отечественной войны.
22. Вот как территория теперь выглядит с Лужнецкой набережной. И вновь увидеть её прежней отныне можно лишь на старых фотокарточках, да на Яндекс-Панорамах.
23.
24. А на высоком берегу реки напротив возвышается Андреевский монастырь, да здание РАН, из которого я сделал заглавный снимок в 2017 году, который вроде бы был недавно, но теперь уже кажется бесконечно далёким.
25. Здесь была авиационная промышленность.
26.
27.
28. Все деревья, разумеется, были аварийные. Как же иначе?
29. Зато скоро здесь будет вот такая «красота»!
30. И это бы (во всяком случае в сравнении с монстрами ПИКа), вероятно, уместно и даже не так уж плохо смотрелось бы где-нибудь в районе Павшинской поймы. Или, скажем, в Братеево. Но не в центре Москвы напротив природоохранной зоны.
31. При этом на сайте застройщика (а называться всё это будет ЖК Luzhniki Collection) особо подчёркивается наличие на территории приватного парка. То есть нам с вами, простым смертным туда и вход-то будет заказан. Да... «Хорошеет» Москва, день ото дня всё больше «хорошеет»...
На этом всё. Добавить мне здесь, пожалуй, больше нечего. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
Пишите комментарии, ставьте лайки и, разумеется, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!