«Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей» – да, именно такие жанры литературы как научная фантастика и фэнтези дают возможность оторваться от реальности и погрузиться в мир несуществующего. За это одни любят их, другие – ругают. Дело вкуса, кому-то подавай реализм. А как насчёт несуществующего, которое могло бы существовать при определенных условиях?
Фантастические существа, что обладают уникальными чертами, наделены магическими свойствами и предстают лишь перед избранными, присутствуют в мифах, легендах и верованиях всех народов и культур. Наверняка многие читали античные мифы – там встретить чудовище так же просто, как бога. Правда, многие из античных чудовищ появлялись благодаря интимным связям Зевса в образе животного с земными женщинами. Ну, или из-за беспорядочных связей странных существ между собой. В крайнем случае, вследствие проклятья богов.
Мифические создания зачастую являлись не просто необычными животными, они олицетворяли какие-либо силы: природные явления, стихии и так далее, то есть имели большее отношение к астральному, духовному плану, чем к флоре или фауне. Например, восточный дракон, представленный по сути смешением всех животных в одном (за что прозванный царём зверей) фактически является материализацией воды как стихии во всех её проявлениях включая погоду, а также символом мудрости и хранителем древних знаний. В то же время в христианской традиции дракон – это символ порочности и греха, тьмы, смерти, разрушения, ереси.
С развитием науки, в том числе, с обнаружением останков вымерших животных, верования людей в необычных существ приобрели новый аспект. Сейчас сложно поверить, что странное животное появится от скрещивания двух существующих – даже базовые знания о генетике дают понимание, что такое невозможно. Предположение, что за дракона или феникса наши предки могли принять динозавра – кажется более разумным.
Потому современному человеку не «скормишь» фэнтезюху с плохо продуманным миром и неубедительной экосистемой. Чтобы создать нечто действительно увлекательное и при этом убедительное, не лишним будет разобраться в таком понятии, как спекулятивная эволюция.
Спекулятивная эволюция, спекулятивная биология, спекулятивная зоология (speculative evolution) – это термин, возникший в англоязычной среде и обозначающий создание вымышленных путей развития живых организмов. Понятие довольно широкое: можно нафантазировать, как будет выглядеть человек или любое существующие животное через миллионы лет, можно придумать, как бы развивались давно вымершие представители фауны, если бы они не вымерли, или рассуждать об эволюции жизни на других планетах с альтернативной средой обитания. А можно вообще выдумать тех, кого никогда не было и не будет. Главное – в своих изысканиях опираться на основные принципы развития любого организма. Например, приспосабливаемость – эволюция всегда идет по пути оптимизации под среду обитания. Маскировочная или отпугивающая окраска, количество конечностей, типы питания – все это сформировалось и закрепилось под действием условий, в которых шло развитие.
Любой проект спекулятивной эволюции включает в себя описания внешних характеристик существ и их внутреннее строение, а также повадки, особенности экосистемы и так далее. Считать спекулятивную эволюцию наукой в прямом смысле нельзя, так как её модели сугубо умозрительны, их невозможно изучить или измерить специальными инструментами. Однако, чем лучше автор проработает эти моменты для себя – тем образнее и убедительнее он будет писать. То есть, для фантастики и фэнтези спекуляция эволюцией и биологией, по сути, будет тем самым фантастическим допущением, которое и является ключевым моментом для указанных жанров.
Некоторые эксперты вполне серьёзно относятся к вопросу. Так, автор портала «Эволюция без границ» (Limitless evolution) Павел Волков даже предложил своеобразную эмблему, символ спекулятивной биологии – Голубую химеру. Это существо придумано художником Леонардом Поповым, автором проекта «Радужные сферы».
Определённое сообщество ценителей ратует за самостоятельность этого жанра литературы, спецификой которого является сосредоточенность автора на изображении особенностей вымышленного мироустройства, а не четком сюжете. Тем не менее, эти элементы могут пригодиться и в написании классического фэнтези или научной фантастики.
Продолжение следует
Авторы: Androctonus_616
Статья на сайте
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.
#синий сайт #наши авторы #что почитать #