Рубрика "Одевашки по-корейски"
Привет, подруга!
Продолжаем разговор о нижнем белье, которое носили кореянки в эпоху Чосон. А начали (и потом продолжили) мы вот тут:
А, значит, продолжаем копаться в исторических тряпочках. Приступим!
Напоминаю: названия на хангыль добавляю на тот же случай самостоятельного поиска информации. И ханбок - это традиционная корейская одежда вообще, начиная от носок и заканчивая... Ну, всем.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Сокпаджи (sokbage) – 속바지
«Сокпаджи» дословно можно перевести как «подштанники». Но на самом деле это не подштанники, а штаны, причём как мужские, так и женские: верхние (то есть, которые носят у всех на виду) называют просто паджи, ну а к нижним «панталонам» идёт приставка «сок». Причём «верхние» от "нижних" практически ничем, кроме ткани, не отличаются. Ну а женские неотличимы от мужских.
Сокпаджи длинные, доходят до щиколоток, но во время носки (благодаря особенностям кроя) немного задираются, поэтому иногда их внизу перехватывают лентами – не завязками, а именно тесёмкой перевязывают, но это не обязательно.
Крой сокпаджи практически не менялся. Только шаговый шов современных «штанишек» зашивают, но вплоть до 20 века он оставался открытым. Это делалось не для простоты оправления естественных надобностей, а для удобства ношения, иначе ткань в промежности собиралась слишком толстыми и некомфортными складками (ведь мы помним, что в крое не было изогнутых линий?).
Как правило, шили сокпаджи из лёгких и не самых дорогих материалов, потому меняли и стирали их часто, всё-таки это нижнее бельё. Правда, встречаются и простёганные брючата и даже штаны на вате, хотя о их предназначении сейчас и спорят: кто-то говорит, что подобное носили зимой; кто-то придерживается версии, что надевали круглогодично, дабы всё той же пышности юбке придать.
А кое-кто утверждает, что это вообще спецодежда для конных прогулок. Но последнее очень сомнительно и даже не потому, что чосонские дамы верхом не ездили. Просто кто ж будет хоронить госпожу, пардон, в бриджах (а найдены такие образцы именно в гробницах)?
Но, как правило, дамы утеплялись, надевая парочку обычных штанцов.
Ремарка:
Если ты сейчас наберёшь в поисковике «속바지», то, скорее всего, тебе выдаст ссылку на современные облегающие шортики, похожие на наши «утяжки». Но азиатки их носят не для совершенства форм, а под короткие юбки, например, школьную форму, дабы не «сверкать» всякими танга и стрингами. А ещё при ежемесячном недомогании, чтобы гигиенические средства никуда не уползли. Ведь у них популярны многоразовые, а, значит, довольно монументальные конструкции. Так что сокпаджи надевают не только под ханбок.
Дансокгот (dansokgot) – 단속곳
И на повестке очередные брюки, вернее шорты. Но такие носили исключительно дамы, не озабоченные ежедневным тяжким трудом, потому что практического применения у них не было, только эстетическое. Надевали дансокгот исключительно для придания юбкам пышности.
Потому образцы, дошедшие до наших времён, сплошь шёлковые, зачастую сшитые из структурной ткани или материала с жаккардовым плетением (с вытканным узором). Глянь на иллюстрацию, а это, на минуточку, 17 век.
Для придания того самого объёма дарисокгот у пояса закладывали широкими складками, причём сзади таких складок могло быть больше, чем спереди – так создавался эффект, похожий на европейский турнюр. Причём «шорты» эти плотные, продублированы подкладкой, а то и вовсе собраны из нескольких слоёв ткани.
Салчангкочжэн, годжэн (salcangojangyi) – 살창고쟁이
Самая загадочная деталь туалета корейских женщин, потому что историки до сих пор не могут договориться, для чего она нужна и кто её носил.
Версия первая: это исключительно летний вариант нижнего белья, заменяющий и сокпаджи и дансокгот (а некоторые утверждают, что под него и соксогкот не надевали). Для этого, мол, в штанах и прорези – для вентиляции. Но…
Но все дошедшие до нас образцы сшиты из грубых материалов, едва не мешковины. Такое на голое тело, тем более в жару, не очень-то поносишь.
Версия вторая: Их носили исключительно кисэн и всё с той же целью: для придания юбкам дополнительной пышности. И глядя на иллюстрацию в это, в общем-то, веришь. И опять таки но!
Но уже следующая картинка демонстрирует всю несостоятельность данной конструкции: штаны просто обвисают под собственным весом.
Версия третья: их надевали исключительно невесты, причём шили штаны их матери, а «окошки» для того, чтобы через них дочери передалась плодовитость.
Что правда, а что брехня – решай сама, я не возьмусь. Мне кажется, что это нечто случайное, штука, которую носили в определённом регионе (вроде бы в провинции Кёнбук), ограниченное время (не раньше 18 и не позже 20 веков) и с определёнными целями (например, действительно невесты. Почему нет?).
На самом деле это не все "штанцы", надеваемые корейскими дамами, ведь были ещё всякие сомбаджи, нубибаджи и прочие, но их носили не все и не всегда, поэтому оставим до лучших времён. Переходим к верху.
Сокджоксам (sokjeoksam) – 속적삼 и сокчогори (sokjeogori) – 속저고리
Эти две кофточки частенько путают даже сами корейцы, ведь сокчогори сейчас женщины не надевают даже под традиционный костюм просто потому, что она не слишком удобна, да и в современных условиях не нужна. А кое-кто из европейцев вообще утверждает, будто это исключительно мужская одежда. Истина, как водится, посередине.
Итак, кофточка номер 1 – сокджоксам (в правильности транскрибирования не уверена, поправьте, если что). Она довольно короткая, едва прикрывает грудь, зато с длинными рукавами, но не доходящими до запястья. Шили её из лёгких материалов, потому как служила «кофтёнка» не для утепления, а в качестве нижнего белья. Её главная функция – защищать верхнюю, а, значит, гораздо более дорогую одежду, от грязи и пота. Ведь такой дешёвый жакетик постирать куда проще, чем верхний наряд.
Ремарка:
Между прочим, нечто подобное носили наши барышни в 19-начале 20 века, надевая поверх корсета. И всё с теми же целями – дабы платье не пачкалось. И – нет, никто ни у кого моду не перенимал, европейские и азиатские "нижние" кофты появились вне зависимости друг от друга, правда, азиатские раньше.
Главное отличие сокджоксам:
- Её полочки не «заходят друг на друга, а кроятся встык – получается эдакая «распашонка».
- Кофта не завязывается, а застёгивается на пуговку (раньше их плели из толстых нитей).
- Изначально у этой одёжки довольно глубокий вырез, окантованный совсем узким воротником. Сейчас же наряд вообще без воротника обходится.
Такие кофты могли быть не белыми, а красными. Но окрашенный наряд носили лишь незамужние девушки, красили же их не для красоты – одёжка служила ещё и оберегом.
Сокчогори же шили из более плотных, хотя всё равно довольно лёгких материалов, крой же полностью повторял верхний жакет – чогори (до которого мы никак не доскребёмся), только воротник, как правило, был шире.
Справедливости ради, такой наряд носили не все и не всегда, кофту надевали только когда женщина была, что называется, «при полном параде».
Обычно сокчогори шили из белой ткани, а вот воротник-бейка могла быть и цветной, например, для церемониальных ханбоков. Кроме того, считается, что по цвету такого воротничка можно было судить о статусе женщины и её принадлежности к определённому клану. Но подобная традиция существовала не везде и не всегда. К тому же, в разных провинциях и цвета-то «толкуются» по-разному.
А ещё сокчогори использовали в качестве пижамы, то есть в них спали. Но, конечно, не в той, что носили днём, на ночь надевали другую. И вот такие пижамки совершенно точно были белыми.
И на этом, пожалуй, на сегодня закончим. А в следующий раз, наконец, глянем, что там они поверх всей этой "капусты" надевали.