И про американский кинематограф. Взгляд не с той стороны и не под тем углом, к которому все привыкли. Кто-то даже может возмутиться. Комментарии открыты, высказывайтесь. :)
Мысли возникли после просмотра вчера фильма "Одарённая" (2017 год, режиссёр Марк Уэбб). Сначала про сам фильм, потому что он во всех смыслах достоин!
(Тут немножко спойлеров; если кто намерен посмотреть фильм и оценить его, вам лучше сразу перейти к следующему заголовку статьи.)
Про что кино
Семилетняя девочка унаследовала от своей мамы, гениального математика, её уникальный дар. Она и есть "одарённая". С мамой случилось несчастье, и девочку воспитывает её дядя, брат мамы. Он специально для неё уехал из Бостона в заброшенный городок на задворках Флориды - спрятал девочку от бабушки! Он знал, что жёсткая, холодная, непреклонная бабушка, по замашкам похожая на бульдозер, захочет использовать внучку для своих собственных целей - войти в историю как великий математик, на уровне Григория Перельмана. Бабушка загубила жизнь дочери именно для этого, теперь она преследует столь же гениальную внучку. И вот её сын, вместо того, чтобы преподавать философию в Бостонском университете, ремонтирует чужие лодки. Спасает племянницу от той же судьбы, что раздавила его сестру.
Спасти девочку ему удаётся только одним способом - последним аргументом, ради которого бабушка и преследовала внучку. В обмен на то, чтобы она оставила их обоих в покое.
Финал фильма каждый может додумать по-своему. Мне лично кажется, что бабушка с лёгкостью опубликует открытие дочери под своим именем. Добьётся своей мечты - её портрет повесят на "стене славы" университета, рядом с портретом Перельмана.
Про маленький кинематограф
Всё, спойлеры кончились, можно открыть глазки. :)
Вот, что захотелось мне сказать. Речь о фильмах, которые с самого своего рождения, со сценария не помышляли ни о каких наградах и премиях.
Мы же знаем, как это бывает. Есть, например, Спорт Высших Достижений, а есть физкультура. В большой СВД пробиваются единицы из миллионов - действительно сверходарённые спортивно люди, уникумы. И мы знаем, что современный СВД больше похож на банку скорпионов, и система быстро ломает тех, кто туда попал, они становятся "звёздами". (Фильм "Куколка" вспомнился очень к месту.) А физкультура - она для здоровья, для всех. Вышел во двор, с приятелями мячик по кольцу покидал. Или на турнике покрутился. Всё просто и душевно, по-простому.
Вот так же и здесь. Есть Кинематограф Высших Достижений. Вот эти супер-пупер высокобюджетные блокбастеры. Со всеми томакрузами и скарлетёхансами. Ну, и всё такое. Мы примерно понимаем: тем, кто туда попал, обратно дороги нет. "Оставь надежду всяк, сюда входящий". Хотя допускаю, что бывают исключения, и кто-то из золотого кино-бомонда может остаться нормальным человеком. Пишут, например, про Киану Ривза...
А есть просто кино про людей. Без претензий и амбиций. Кино, которое просто рассказывает истории о жизни.
Фильм "Одарённая", судя по его странице на Кинопоиске, имел бюджет всего 7 миллионов долларов. Всего! Для Голливуда это семечки! На пару дней в Лас-Вегас прошвырнуться. Но тем и удивительно:
кинематограф, который трогает струны наших душ, как правило оказывается малобюджетным.
Про супергероев и людей
Кстати! Ровно в этом же году (в 2017-м) был выпущен ещё один фильм про людей. Такой же малобюджетный - он стоил всего 15 миллионов. Но неожиданно взявший Оскар в номинации "лучшая женская роль"! И ещё кучу высоких наград, например, "Золотой глобус" как "Лучший фильм"! Мало кто и ожидал, а тут - вон оно как!
Это "Три билборда на границе Эббинга". Крайне рекомендую! Когда-то я под впечатлением даже написал про него у себя в ВК: когда у нас в России научатся так снимать, можно будет считать, что российское кино выбралось наконец-то из кризиса! Только благодаря дождю высоких наград многие и узнали про этот фильм. А сколько таких же ничего не получили (и даже не номинировались никуда) и остались вне внимания? Один из таких - как раз "Одарённая".
Ну, а теперь что же... Может быть, есть смысл осторожно предположить, что такое вот "простое кино для простых людей" - это на самом деле массовое явление? Просто за блеском и громом супер-пупер блокбастеров его не видно? И мы про него почти не знаем? А это и есть то, что нужно нам смотреть! Ну то есть, что я хочу втолковать... Блокбастеры, они для глаз, для "вау!" и попкорна, а "простое кино", оно для сердца. Нет?
Короче, друзья и френды, нам неплохо бы уяснить и постоянно держать в голове такую мысль:
Супер-пупер мега-блокбастеры совсем не отражают истинное положение дел в западном кинематографе.
Вот совсем не отражают! Есть предложение пристальнее присмотреться к "простому кино". Именно там теперь прячется пища для душ, катарсис, после которого с трудом удаётся уснуть!
Мы знаем, что многие у нас уже давно радостно потирают ручки: "Американский кинематограф катится в бездну и терпит крах! Туда ему и дорога!" Неа, нифига не так! Крах сейчас терпит только Кино Высших Достижений. Оно, это КВД, погнавшись за бешеным баблом кассовых сборов, забыло про сердце. Вот и закономерный итог. А такое вот малобюджетное кино должно с нами остаться, обязано остаться!
Вопрос в том, как найти жемчужины в куче песка? Ведь придётся отсматривать десятки посредственных, бесталанных, никаких фильмов, прежде чем удастся обнаружить то достойное, что ищем...