Найти тему

Как формируются ценности в сознании человека с позиции отечественной психологии

Нет таких богатств на земле, которые смогли бы сравниться по ценности своей с душой человека.
Нет таких богатств на земле, которые смогли бы сравниться по ценности своей с душой человека.

Почему для одного человека ценностью являются жизнь, здоровье, честность, достоинство, честь, а для других нет ничего ценнее денег, золота, драгоценных камней? Почему одни люди готовы жизнь свою отдать ради спасения других людей, а другие душу продадут ради дорогой одежды?

Ответы на эти вопросы дает представление в отечественной психологии о человеческих ценностях. Ценности – это часть сознания человека. Они являются тем стержнем личности, который пронзает насквозь все ее мысли и поступки.

Какие это ценности?

Строгого перечня общественно значимых ценностей не существует. Найдется немного официальных документов, где прописаны самые важные для общества ценности, такие как жизнь человека, здоровье, семья, права и т.п. Кроме прописных существуют ценности, которые передаются из поколения в поколение.

Если в обществе честность имеет ценность, значит, она будет считаться общественной ценностью. Если человек не признает честность, тогда она не является его личной ценностью, а остается только общественной, и этот человек спокойно сможет позволить себе ложь. А если честность являются ценностью для самого человека, то и в жизни он будет поступать честно и осуждать ложь.

Личностные ценности берутся из общественных ценностей.

Причем общественно значимые ценности могут быть как нравственными, так и преступными.

Советский психолог П.Я. Гальперин отмечает, что самое сложное в перевоспитании трудных подростков – это изменение их системы ценностей, которые они приняли из неблагополучного окружения.

В разных обществах значимые ценности могут отличаться. Например, в нашей стране семья является одной из главных ценностей, а во многих западных странах пропагандируется одиночество.

Как вообще общественные ценности становятся личностными?

Отечественная психология однозначно говорит, что личностные ценности – это результат деятельности человека.

Никакие, даже самые веские убеждения, уговоры, угрозы не заставят человека быть честным. Другое дело, когда сам человек оказался в ситуации, когда поступил честно и понял значение и влияние своего поступка на судьбы других людей. Или оказался в ситуации, когда честность другого человека спасла его свободу или даже жизнь. Только пройдя через эти испытания, человек поймет смысл честности и примет эту добродетель в свое сознание, сделает его частью своей личности.

«Каждому,— свидетельствует писатель М. Ибрагимбеков,— если он захочет вспомнить, будет за что краснеть, просыпаясь по утрам, будет за что испытывать чувство стыда, но для одного эти плохие поступки в сумме составляют опыт, благодаря которому он становится еще хуже, для другого — это раскален­ная решетка, на которой он корчится, но очищается и становится лучше... Но разница между подлецом и до­стойным человеком в том, что они сделали разные вы­воды из своих прегрешений». В таких выводах и формируются личностные ценности.

Чтобы представить это образно, можно вспомнить аналогии советского психолога Б.С. Братуся. Он говорил, что человек постоянно находится в пространстве, где его окружают общественные ценности и различные деятельности. Человек сам выбирает деятельность, и через нее формирует отношение к общественно значимым ценностям, что-то может принимать и тогда они станут личностными, что-то отвергнуть, и тогда они будут просто известны и не более того. Ведь можно казаться честным, но не быть им на самом деле. А зачем таким казаться? Чтобы избежать осуждения.

Чтобы стать личностной ценность должна быть пережита и прочувствована и только после этого она может стать полноправным жителем сознания человека.

Ценности характеризуют человека, то есть формируют его характер. И если вы хотите узнать другого человека, узнайте, что он ценит в этой жизни.

В конце приведу цитаты великого педагога Василия Александровича Сухомлинского.

«Труд души - это значит страдать, болеть страданиями и болями человека - прежде всего матери, отца, сестры, дедушки, бабушки. Не бойтесь открывать юную душу для этих страданий - они благодарны. Пусть девятилетний сын ночь не спит у постели заболевшей матери или отца, пусть чужая боль заполнит все уголки его сердца. Одна из самых мучительно трудных вещей в педагогике - это учить ребенка труду любви».

«Искусство облагораживания ребенка и подростка высшими чувствами и переживаниями является искусством сопереживания».

А как часто приходится наблюдать ситуации, когда родители ограждают своих чад от волнений.

«Это наши проблемы, ты не волнуйся, все будет хорошо», - говорит мама подростку. А потом эта же мама удивляется, почему ее сын грубит ей и не сочувствует, когда она болеет и не может зарабатывать столько, сколько раньше.

«Это не мои проблемы!» - кричит ей сын, когда не получает какой-нибудь вещи от больной матери.

Именно отечественные психологи и педагоги указали на важность деятельностного подхода к формированию системы ценностей человека и необходимость ее воспитания не только словом, но и делом.

Возможно, вам будет интересна статья «Как можно объяснить жестокость с позиции теорий отечественной психологии».

Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.

Благодарю за внимание! Жду в подписке!