Найти тему

Обзор на книгу «Том Биркетт – Скандинавские мифы и легенды : Жизнеописания богов и героев». Часть первая

«- Нас уже беспокоили.. Викинги

- Даа, невоспитанные черти

- Ну а ты их предупреждал?

- Да. Они плохо говорят по-нашему

- Они говорят получше тебя»

Гай Ричи – Меч короля Артура

Эта цитата довольно точно передает взаимоотношения между викингами и жителями остального мира в раннем средневековье. Но при всех разрушениях, принесенных набегами викингов, их вклад в мировую культуру трудно переоценить. И в наше время образ сурового бородатого воителя, приносящего кровавые жертвоприношения своим северным богам, крайне популярен.

Вместе с тем, образ скандинавских воинов оброс противоречивыми деталями. Взять хоть расхожий элемент – рогатый шлем. Настолько распиаренный, насколько и дурацкий антиисторичный образ.

-2

Так кто они такие – викинги? И что вообще значит это слово? Это название народа? Нет. Викинг – это род занятий. Само слово viking обозначает поход на чужие земли. «Пойти в викинг» означало приплыть на чужую землю, чтобы поторговать, провести переговоры, начать войну или устроить грабеж и порабощение местных жителей.

-3

Культура скандинавов (или бескультурье в глазах остальных народов) неразрывно связана с их мифологией. Мифы про Одина, Тора, Локи и других богов вдохновили множество авторов. Скандинавские мотивы видны в миллионах книг, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр, фестивалей, комиксов и музыкальных альбомов. И каждая интерпретация меняет сами мифы в представлении публики.

Чтобы разобраться в истоках, можно, конечно, прочитать Старшую Эдду и скандинавские саги. Но задача это, мягко скажем, нетривиальная. Во многом потому, что скандинавы начали записывать свои мифы и саги только в X веке нашей эры. А до этого, легенды передавались устно и рассказывались скальдами.

Поэтому, я обратился за помощью к профессиональному исследователю.

На этот раз на обзор попала книга «Скандинавские мифы и легенды: Жизнеописания богов и героев с иллюстрациями и подробными комментариями». Автор Том Биркетт провел масштабное исследование истоков скандинавской культуры, мифологии и истории.

Предисловие автора:

«Эта книга повествует об одном из самых интересных корпусов текстов Средневековья: о богатой мифологии, давшей нам Тора и одноглазого Одина, страстную Фрейю и воинственных валькирий, инеистых великанов, гномов-кузнецов и загадочных альвов, а также смутное предчувствие Рагнарёка. Во многом скандинавские мифы сохранились благодаря неожиданно рано развившейся письменной культуре средневековой Исландии. Тот факт, что до нас дошло так много материала не только о скандинавских богах и богинях, но также и о легендарных героях и следовавших по их стопам викингах-первооткрывателях, — огромная удача.»

«Все это осталось от живого, дышащего мира сюжетов, которые передавались из уст в уста и принимали множество различных форм — от песен, рассказов и представлений до ритуалов, которые, вероятно, могли как принимать сложную форму, так и совершаться в повседневной и обыденной обстановке. Один из признаков живой мифологии состоит в том, что ее истории изменяются и адаптируются; и даже в письменных источниках средневековой Исландии одни и те же мифы сохраняются и излагаются в самых различных видах.»

-4

Мне повезло, и я получил в подарок потрясающее издание этой книги. Там очень много высококачественных копий картин, гравюр и фото артефактов.

Структуру книги можно разделить на следующие части: мифы, легенды, и исторические свидетельства.

Часть 1 - Мифы

Книга начинается с мифа о сотворении мира.

В начале времен,

когда жил Имир,

не было в мире

ни песка, ни моря,

земли еще не было

и небосвода,

бездна зияла,

трава не росла.

Старшая Эдда. Прорицание вёльвы

В начале времён на месте нашего мира было пустое пространство – Гиннунгагап. Под влиянием пограничных миров – снежного Нильфхейма и огненного Муспельхейма, в Гиннунгагапе появляется вода, в которой зарождается жизнь.

«Из талой воды, яда и тумана начинает рождаться жизнь. Имя первого существа — Имир; оно является мужчиной и женщиной одновременно и станет предком всех великанов мира.»

Хм… кажется, автор «Атаки титанов» пойман за руку со своей Прародительницей Имир)))

Но далее, миф принимает неожиданный оборот:

«Первая пара — великан и великанша — появляется из вспотевших подмышек этого гиганта, когда тот спит. Затем он соединяет ноги, в поту между которыми зарождается сын. Так начинается длинная родословная инеистых великанов.»

Приготовьтесь, дорогие читатели. Подобных странных подробностей в скандинавских мифах и легендах довольно много)

-7

Удивительно, что образ божественной коровы Аудумлы так похож на звездную корову Нут из древнеегипетских мифов. А сам Гиннунгагап напоминает первородное божество Хаос из древнегреческой мифологии.

Хотя, с другой стороны, все мы люди, и используем один и тот же психологический механизм для изучения и объяснения окружающего мира. А образ коровы как существа, дающего и поддерживающего жизнь, тоже понятен. Вероятно поэтому в индийской культуре корова – священное животное.

«Аудумла особенно любит лизать один кусок льда. Ее язык медленно двигается по льду, и вот внезапно появляется клочок волос. На следующий день из-под земли показывается голова. А на третий день Аудумла слизывает остатки льда с человеческого тела. Этого совершенного в своей красоте мужчину зовут Бури. Он первый бог. У Бури есть сын по имени Бёр. Бёр женится на Бестле, дочери великана по имени Бёльторн, и так заключается первый из множества браков между богами и великаншами. У Бёра и Бестлы рождаются три сына: их зовут Один, Вили и Ве — и они создадут мир.»

Так появляется ключевой персонаж всей северной мифологии – Один. Убив Имира, Один и его братья побеждают великанов и создают из его останков Мидгард, то есть Землю. Убийство первого великана описано довольно кроваво. И из червей, копошившихся в его теле, боги создали гномов.

Миф о богах, победивших великанов, живших до них, похож на Титаномахию – древнегреческий миф о войне олимпийских богов во главе с Зевсом против титанов.

-8

Вообще, греческие и скандинавские мифы схожи тем, что боги похожи на людей. Да, они могут жить вечно и наделены магическими способностями. Но они подвержены всем человеческим порокам. Это двигает историю вперед. А главное – объясняет, почему сами люди такие, какие есть.

«Однажды Один с братьями гуляли вдоль берега и набрели на две коряги: ясень и виноградную лозу. Одно бревно странным образом напоминало мужчину, а другое — женщину. Братья вытащили их на берег и стали ломать голову над их сходством с живыми существами: было ли это грубое подобие работой гномов, любящих мастерить и вырезать фигуры? Братья решили, что странные коряги следует оживить: сначала подошел Один и дал им дыхание; потом Вили одарил их разумом и способностью двигаться; а Ве наделил их чертами лица, речью, слухом и зрением. Затем боги вручили людям одежду, дабы защитить их нежную кожу от солнца и соленых морских брызг, и прозвали мужчину Аском, а женщину — Эмблой. Им был дан дом под защитой стены Мидгарда, и от них происходят все люди вплоть до настоящего дня. Поэты до сей поры называют женщин «ясными березами из золота», а мужчин — «яблоневыми деревьями битвы»: человечество вышло из древесины, мужчины и женщины тесно связаны с деревьями. Это не забылось.»

Далее, рассказывается о девяти мирах, связанных Мировым древом – Иггдрасилем.

-9

Асгард – твердыня асов, откуда правит Один. Асгард соединен Радужным мостом Биврёстом с Мидгардом.

Стена, защищающая Асгард, не достроена. Один заставил умелого строителя покинуть Асгард, не закончив стену, чтобы не платить ему за работу. В качестве оплаты зодчий хотел получить прекрасную богиню Фрейю. Но Локи придумал, как заставить строителя разорвать договор, когда стена была почти готова. Оставшаяся брешь сыграет ключевую роль в поражении богов во время битвы с великанами.

Достойная коррупционная схема.

В Асгарде находится Вальхалла – знаменитая палата, где пируют павшие в битвах герои. Валькирии забирают с поля боя души воинов и относят их в Вальхаллу. Там они становятся эйнхериями – дружиной Одина.

-10

Ванахейм – мир ванов, богов, с которыми в начале времен воевали асы. Именно после войны с ванами была разрушена стена вокруг Асгарда.

-11

Ётунхейм – дикая земля, где живут ледяные великаны ётуны. Ётуны являются главными врагами асов, наряду с огненными великанами из Муспельхейма.

-12

Альвхейм - место обитания светлых альвов; оно находится высоко в небесах, где света больше всего. Альвы, живущие в этом далеком небесно-голубом царстве, на вид прекраснее солнца.

-13

Свартальвхейм – подземный мир, где живут и работают гномы.

-14

Нильфхейм — это земля тумана и льда, лежащая к северу: холодное темное место и исток всех рек.

-15

Муспельхейм – мир пламени, где правит огненный великан Сурт

-16

Хель – царство мёртвых, где правит дочь Локи

-17

Мидгард – мир людей

-18

Самый большой блок в книге посвящен жизнеописаниям богов и богинь.

Ключевыми их героями являются: Один и Фригг, Тор и Локи, Фрейр и Фрейя, Бальдр и Ход, Тюр и Хеймдалль.

Один – отец всех асов. Многие королевские династии скандинавов утверждали, что ведут свою родословную от Одина. Один играет роль бога войны и бога мудрости. В Мидгарде он появляется во второй своей ипостаси. В сагах часто упоминается странствующий старик с посохом в сером плаще и широкополой шляпе.

-19

Ой, нет! Не этот старик. Вот этот…

-20

У Одина лишь один глаз. Он принес в жертву свое око в обмен на знания.

«Один знает, что знание часто достается высокой ценой. Он ходит с одним глазом: второй остался в Колодце Мимира в обмен на мудрость. И это не единственная жертва, которую принес бог. Чтобы освоить искусство письма, он девять ночей провисел на ветви Иггдрасиля, терзаемый копьем и открытый ветру и дождю.»

«Жажда знания заставила Одина преступить все возможные запреты. Однажды его обвинили в использовании запрещенной магии — он бил в кожаный барабан, переодевшись в женское платье, — а Локи заявил, что Один жаден до того, что лежит между мужскими бедрами. Он делает то, что должно, дабы узнать больше о мире: он не стесняется обманывать и часто меняет свои взгляды либо не выполняет обещания обеспечить победу; он недостойно поступает с возлюбленными.»

В книге приводится миф про мёд поэзии – волшебный мёд, сделанный двумя нерадивыми гномами из крови убитого ими бога Квасира. Мёд поэзии дает дар стихосложения тому, кто его выпьет. Не буду приводить весь текст мифа, но концовка истории такова: Один соблазнил великаншу Гуннлёд и выпил весь мёд, хранившийся у её отца Суттунга. Украв у великанов мёд поэзии, Один превратился в орла и сбежал. Великан Суттунг так же превратился в орла и стал преследовать Одина.

Дальнейшая сцена больше похожа на мультфильм Looney tunes.

«Он повернулся к Гуннлёд, которая лежала рядом и доверчиво смотрела на него. Это было слишком просто! Он сглотнул, чтобы сдержать мед, поднимавшийся к горлу, обратился в орла и вылетел из скалы, в которой жила Гуннлёд, так быстро, как только мог, — впрочем, вряд ли он сделал это так уж скоро: нелегко лететь, осушив три бочки меда. Суттунг заметил, как над его головой пролетела раздутая птица, и заподозрил, что его обокрали. «Гуннлёд! — проревел он, сам обратившись в огромного орла. — Я разберусь с тобой, когда вернусь!» Суттунг мощно взмахнул крыльями и поднялся в небо.

Боги, поднявшись на стены Асгарда, наблюдали за погоней. Они понукали Одина: казалось, что он успеет, однако выглядел он так, будто готов лопнуть. Там, где он должен был пролетать, подставили три большие бочки, и когда бог оказался над ними, он изверг мед прямо в эти огромные емкости. Великану Суттунгу не следовало преследовать Одина в Асгарде, однако при приближении к обиталищу богов он был так близок к тому, чтобы поймать его, что Всеотца охватил ужас, и через задний проход он выпустил часть меда в направлении Мидгарда. Этот мед известен как «доля дурных поэтов». Здесь его может взять кто угодно, и везде его полно. Более сладкий мед, который боги собрали в котлы, был разделен в Асгарде, а часть его — передана лучшим поэтам мира людей. Скальды слагают стихи, когда они полны слюной и кровью Квасира и асов; наружу они выдают медовые слова. Вероятно, этот дар Одина человечеству превосходит прочие, и поэтому скальды чтят его сильнее всех прочих. Но едва ли он пользуется почетом в покоях Гуннлёд.»

Фригг - жена Одина в Асгарде и дочь забытого бога Фьёргюна. Фригг может видеть судьбы всех богов, и ее почитают более всех асиний.

-21

«Может показаться, что Фригг была бессильна остановить многочисленные любовные интриги Одина, однако у богов собственные правила, а у Фригг особая история. Говорят, что в начале истории асов, когда муж ее отлучался, Фригг была женой обоих братьев Одина — Вили и старшего Ве. По крайней мере, так утверждает Локи. Верность — безусловно, не сильная сторона богов, однако преданность Фригг ее сыну Бальдру безгранична. Чтобы защитить от вреда этого бога света, она идет на крайние меры; и еще больше делает для того, чтобы попытаться вернуть его из Хеля, где он был убит в результате интриг Локи. Обычно Фригг удается добиться того, что она желает, даже когда это противоречит воле Одина, однако в этом случае все ее старания оказались тщетны. Даже самая могущественная богиня-защитница не может противиться судьбе: именно она всегда говорит последнее слово.»

Тор – сын Одина, бог грома и молнии, и самый популярный скандинавский бог.

«Рыжебородый сын Одина Тор — защитник богов и людских жилищ; удары его молота раздаются на небесах громом. Тор — единственный из асов, постоянно готовый сразиться с великанами, даже притом, что его мать Ёрд, по слухам, сама происходит из их племени.»

«Ему необходимо держать под контролем численность великанов. В сражениях ему помогает молот Мьёльнир, поднять который может только сам Тор; этот молот способен сровнять гору с землей и сломать челюсть самому мощному ётуну. Когда Тор бросает Мьёльнир во врагов, молот всегда возвращается обратно в его руку. Единственный его недостаток — удивительно короткая рукоять, хотя он и не кажется маленьким, когда им орудует Тор. Чтобы удержать такое могучее оружие, Тор носит пару стальных рукавиц и пояс, которые увеличивают его и так невероятную силу. Он ездит в колеснице, которую влекут два козла крайне необыкновенного свойства: их можно есть каждую ночь и, если кости их не повреждены, своим молотом Тор может вернуть их к жизни.»

«Тор всегда предпочитает дело словам и не блещет умом. Его отца Одина порой забавляет вспыльчивость сына: однажды он притворился лодочником и с противоположного берега какого-то фьорда оскорблял Тора. «Что это за попрошайка без ботинок и в грязной рубашке? Ты что, бог рабов?» — насмехался Один. Тор готов был взорваться от гнева, но так и не понял, кто же говорил с ним тогда под обличьем перевозчика, хуля его мать, а его жену обвиняя в неверности. Один позаботился о том, чтобы не попадаться ему под руку.»

В одном из мифов молот Мьёльнир был украден великаном Трюмом. Взамен на молот, великан хотел получить в жены богиню Фрейю. Хеймдалль предложил нарядить Тора в женское платье и отправить его к Трюму. Локи отправился вместе с Тором. И дождавшись подходящего момента, Тор в платье убил всех великанов, находившихся на церемонии, и вернул свое оружие.

-22

Фрейя - самая прекрасная из богинь. Её можно сравнить с греческой Афродитой.

-23

«Она рождена от кровосмесительной связи между Ньёрдом и его сестрой (в Ванахейме нравы отличались тогда) и приходится сестрой — а может, и бывшей любовницей — богу Фрейру. Как и брат, она властна над плодородием и любовью, и говорят, что она нарушала самое строгое табу асов в области магии. Фрейя ездит в колеснице, в которую впряжены две кошки, и носит плащ из соколиных перьев, который позволяет ей предводительствовать в полете валькирий, которые прислуживают в ее покоях. Фрейя — самая красивая и желанная из всех богинь, и именно к ней обращаются в любовных делах либо в тех случаях, когда требуется помощь в спальне. Локи на празднике Эгира обвиняет ее в том, что она спала со всеми богами и альвами — но, впрочем, она богиня плодородия, и не Локи ее осуждать. Хотя многие ее партнеры и называли в шутку Фрейю великаншей, ее репродуктивная сила — объект страстного желания обитателей Ётунхейма, и великаны часто пытаются принудить ее к браку; но эту черту Фрейя не перейдет никогда, какими бы свободами она ни пользовалась дома.»

Бальдр – сын Одина и Фригг. Самый прекрасный из богов и главный претендент на трон Асгарда после Одина. Фригг так любила сына, что взяла со всего живого клятву, ни за что не навредить Бальдру. Локи возмутило, что все так носятся с Бальдром. Он узнал, что только омела еще не принесла клятву. Локи сделал из омелы маленькое копьё и вложил его в руку слепого брата Бальдра – Хода.

«Тем вечером на пиру боги вновь начали забавляться, бросая в Бальдра столовую посуду; его слепой брат Ход сидел и слушал, как бьются чашки и хохочут боги. Локи подошел и сел за ним. «Могу поспорить, ты хочешь присоединиться к веселью. — Он поднял бога-слепца со скамьи и вложил ему в руку копье. — Вот, брось это в брата. Я направлю твою руку». Копьецо полетело прямо в цель, а Бальдр и не подумал от него увернуться. Он недоверчиво смотрел на дротик, торчащий из его груди, и растекавшуюся по его бледной коже кровь. Он умер посреди Асгарда, в том самом месте, где должен был рассчитывать на защиту от всякого вреда, и фатальный бросок сделал именно брат Бальдра, хоть из-за плеча его и выглядывал Локи.»

-24

Бальдр отправился в царство мёртвых. Фригг умоляла Хель вернуть ей сына. Хель согласилась, при условии, что весь мир будет оплакивать Бальдра. Так и случилось. Но одна троллиха отказалась плакать по Бальдру. Возможно, под обличием бессердечной троллихи скрывался Локи.

Локи – бог коварства и обмана.

-25

Нет, Локи от Марвел слабоват по сравнению с мифологическим прототипом.

-26

«Локи — скользкий персонаж, и любому, кто имеет с ним дело, следует быть начеку.» К тому же, Локи патологический лжец, мразь и содомит)

Хотя боги знают о происхождении Локи, отцом его был свирепый великан по имени Фарбаути, а матерью — богиня Лаувей, он всё же стал названным братом Одина. Асы не доверяют Локи, но он выполнял для Одина рискованные поручения и был напарником Тора в нескольких приключениях.

Локи еще и известный шутник. Правда, зачастую его шутки веселят лишь его одного. Подобно плохому стэндаперу, Локи начал на пиру оскорблять богов, рассказывая постыдные секреты каждого из них. Боги не могли опровергнуть слова Локи, так как он говорил правду. Опозоренные боги решили наказать Локи.

«Они искали негодяя во всех девяти мирах, и удача окончательно покинула Локи, когда они обнаружили его укрытие за водопадом в Ётунхейме. В облике лосося он бросился в воду из страха, что Один заметит его со своего трона Хлидскьяльфа. Паранойя его была столь сильна, что он днями напролет придумывал хитроумные устройства, при помощи которых можно было бы его поймать. Однажды он сплел рыболовную сеть и сидел в своей хижине, разглядывая свое изобретение, когда услышал, как приближаются боги. Локи бросил сеть в огонь и прыгнул в воду, однако перекрестный рисунок, оставшийся на пепле, сказал богам именно то, что они хотели узнать. Они сплели сеть, прошли с ней горный водоем, и вскоре Локи оказался в западне. Он попытался сделать сильный прыжок вверх по течению, однако он был недостаточно стремителен, чтобы спастись от Тора, который схватил его за хвост своей крепкой хваткой. Вот почему у лосося такой длинный хвост, а сам он всегда пытается прыгать вверх по течению.»

Довольно изощренное объяснение нереста у рыб)

В наказание Локи связали и повесили над ним змею, капавшую ядом на его лицо.

Фанатов Марвел шокировала сцена из сериала, где Локи влюбился в женскую версию самого себя. Но в мифах Локи творил и более возмутительные вещи)

Локи отец чудовищ, которые будут сражаться с асами во время Рагнарёка. Самые известные из его детей рождены от великанши Ангрбоды.

-27

Хель – владычица царства мертвых.

«Дочь Локи ужасна на вид. Одна половина ее тела черна, как болотный труп, а другая — бледна, словно распухший утопленник, нрав же ее соответствует мороси и мраку Нифльхейма. Она правит областью мертвых, где держит совет в поливаемом дождями дворце Эльюднир и обязана принимать всех, кто умер из-за болезни или старости.»

-28

То есть, Хель вынуждены подчиняться те, кому не повезло попасть в Вальхаллу и стать эйнхериями.

Фенрир – огромный чудовищный волк. Для того, чтобы сковать Фенрира, бог Тюр пожертвовал своей рукой.

Его дети пытаются проглотить Солнце и Луну. Когда начнётся Рагнарёк, им это удастся. Самому же Фенриру суждено убить и сожрать Одина.

Убить Фенрира сможет только Видар, сын Одина. Он буквально порвёт волку пасть.

-29

Фенрир является очень мощным образом. Во многих произведениях его именем зовутся оборотни. Например, Фенрир Грейбек из «Гарри Поттера».

-30

Ёрмунганд – Мировой Змей. Один отправил его в глубины мирового океана, где он рос без какого-либо контроля. Он настолько огромен, что окружает весь мир.

Тор ранее уже встречался с Ёрмунгандом во время рыбалки. Но поймать Мирового змея не получилось.

Во время финальной битвы Тору удастся убить змея, но ядовитая кровь погубит самого бога грома. Молот Мьёльнир после этого перейдет к старшему сыну Тора.

-31

Слейпнир – восьминогий конь, на котором ездит Один.

Если с другими детьми Локи всё более-менее понятно, то миф про Слейпнира достаточно странный.

Помните миф о строителе, который не достроил стену вокруг Асгарда? Он был близок к выполнению задачи и получению награды. Ему помогал его верный конь. Локи, чтобы помешать мастеру, превратился в красивую лошадь и соблазнил коня. Конь убежал от хозяина, и не дал ему закончить работу.

После Локи родил(!) жеребца Слейпнира. Восьминогий конь был самым быстрым, и поэтому стал боевым скакуном Одина.

-32

Рагнарёк

Главное событие в скандинавской мифологии. Последняя битва между асами и великанами. Это ужасное будущее. Услышав пророчество о Рагнарёке и последующей гибели богов, Один стремился узнать всё о способах победить.

«По мере приближения Рагнарёка узы, связывающие людей, порвутся, и грехи асов — их обман и предательство, склонность к войне и кровопролитию, а также смерть сияющего Бальдра — отразятся во всем мире. О пощаде забудут; братья станут убивать друг друга и порвут любые родственные связи в угоду своей алчности, а семьи будут раздирать кровосмешения и измены. Нидхогу достанется гора трупов, которые он будет рвать под корнями Иггдрасиля, в то время как клятвопреступники и убийцы будут бродить в темных водах. Три года подряд Мидгард будут сотрясать вооруженные конфликты, которые распространятся по всему миру. То будет время секир, мечей и разбитых щитов; время ветра и волков, предшествующее погружению мира в вечную зиму.

Зима, которая возвестит о приближении Рагнарёка, называется «Фимбульветр»; мороза сильнее человечество не припомнит. Отовсюду будет валить снег, который будут разносить суровые ветра, а солнце станет черным и перестанет согревать землю. Три такие зимы проследуют друг за другом, и между ними не будет лета, которое дало бы передышку дрожащим от холода и голодным людям, укрывающимся в домах.»

-33

Мотив долгой ужасной зимы, предвещающей конец света, мы позже увидим у многих авторов фэнтези. На ум сразу приходит Долгая Ночь из «Игры Престолов»

-34

или Белый Хлад из «Ведьмака»

-35

«Из-за сотрясений мира лопнут все оковы и освободятся чудовища. Волк Фенрир выберется из цепи Глейпнир, и спустя столько лет заточения он будет грезить жаждой мщения. Его подобный пещере рот раскроется так широко, что нижняя челюсть будет волочиться по земле, а верхняя достигнет небес и закроет последний тусклый свет. Брат волка Мировой Змей выпрямится в бездонных глубинах, и, когда он это сделает, воды океана, окружающего мир, выйдут из берегов и потекут по суше. По мере движения к обиталищу богов змей извергнет столько яда, что над землей повиснет удушающий туман.»

-36

«Небо разверзнется, и через разрыв пройдут сыны Муспелля, ведомые самим Суртом, который будет размахивать мечом, жгучим словно солнце загробного мира».

После Рагнарёка воды Мирового океана затопят поле боя. Бальдр возродится и будет править выжившими богами. Мир переродится, и история начнется с начала.

-38

Золото Андвари

Этот миф крайне важен для скандинавской культуры. Не менее, чем пророчество о Рагнарёке. Охота за проклятыми сокровищами положит начало династии конунгов Вёльсунгов. Здесь происходит стык мифов о богах и легендах о реально существовавших героях.

История начинается с гномов.

«Гномы широко известны как кузнецы и ювелиры; они создают предметы, которые вдыхают жизнь в простые металлы. Золотой парик Сиф, который отрастает подобно настоящим волосам, был изготовлен сыновьями гнома Ивальди; то же можно сказать о копье Одина Гунгнире и корабле Фрейра Скидбладнире. Когда Локи поспорил с гномом-кузнецом Эйтри, тот сделал Мьёльнир, ищущий руки Тора, а также золотого вепря Фрейра и умножающее себя кольцо Драупнир. Изготовленная гномами цепь, в которую был закован Фенрир, и знаменитое ожерелье Фрейи превосходили всё, что могли сделать боги. Гномы сыграли свою роль даже в появлении человечества — именно они вырезали из дерева фигуры, в которые асы вдохнули жизнь. Обыкновенно они с готовностью помогают богам, но порой требуют за свою работу высокую цену: гном Брок зашил губы Локи после того, как ему не удалось взять голову плута, а братья Фьялар и Гьялар убили мудреца Квасира, дабы изготовить мед поэзии.»

«Помимо самых знаменитых гномов вроде Севера, Востока, Юга и Запада, поддерживающих небосвод на четырех сторонах мира, множество других известны лишь своими именами. Скальды называют Гандальфа и Виндальфа, Торина и Дубощита, но истории их позабыты.»

По-видимому, профессор Толкин взял на себя задачу рассказать эти забытые истории)

«Один из сохранившихся рассказов повествует о Хрейдмаре и его сыновьях. Хрейдмар был могущественным человеком и жил в начале мира. У него было три сына, которых звали Отр, Регин и Фафнир; они были способны менять свой облик. Как-то раз Отр превратился в выдру, чтобы наловить лосося на близлежащих речных порогах. В это время боги Один, Хёнир и Локи путешествовали по Мидгарду, исследовали его потаенные уголки и изучали мир. Они проследовали вдоль горной реки и подошли к водоему, в котором рыбачил Отр. Он дремал на берегу, в ногах его лежал лосось; он не слышал приближения асов из-за шума водопада. Локи подобрал камень и метнул его в Отра, убив того наповал. Боги подобрали выдру и полусъеденного лосося и пошли искать место для ночлега.

Через холм стоял дом Хрейдмара. Различив в темноте мерцающий огонек, боги пришли к дому и попросили хозяина о гостеприимстве. Локи с гордостью показал землепашцу добычу, не зная, что он держит в руках тело его сына. Хрейдмар подозвал других своих сыновей Регина и Фафнира: «Видите, что за подарок принесли нам эти гости? Узнаете ли этот мех?» Хрейдмар с сыновьями тут же бросились на богов и одолели их, забрав копье у Одина и волшебные башмаки Локи. Когда асы поняли, что выдра, которую убил Локи, была сыном Хрейдмара, они предложили заплатить любой выкуп, который покажется хозяину приемлемым. Тот в обмен на их жизни потребовал высокую цену: «Выдра будет освежевана, а из шкуры ее будет сшит мешок. Сокровищами вы набьете этот мешок и засыплете его сверху, чтобы ради всех богов я больше не мог лицезреть своего мертвого сына. Только так мы достигнем примирения».

За смерть Отра нес ответ Локи, и он был послан разыскивать выкуп, в то время как Один и Хёнир оставались в заложниках. Локи направился в Свартальфхейм — землю гномов, — где можно было сыскать много золота. Он слышал о некоем гноме по имени Андвари, богатства которого хватило бы для того, чтобы вернуть долг крестьянину. Локи обнаружил Андвари, когда тот в облике щуки плавал близ дома. Ловкий бог с легкостью поймал гнома и отнес его обратно в пещеру. У Андвари не оставалось иного выхода, кроме как показать Локи, где спрятаны его сокровища, и отдать их все асу. Но краем глаза Локи заметил, что тот что-то прячет в руке. Жестом он велел гному отдать то, что он скрывает, и после длительных препирательств тот раскрыл кулак и показал богу золотое кольцо. Он умолял Локи не брать его, ибо это волшебное кольцо могло умножать себя и позволило бы гному восстановить богатство; но Локи забрал кольцо вместе со всем остальным золотом. Кольцо это известно как Андваранаут (Дар Андвари), но добровольным даром оно не было.

Когда Локи уходил, Андвари подозвал его и проклял. «Оно принесет смерть любому, кто будет им владеть! — прокричал он. — И ты пожалеешь, что ступил в мой дом!» Локи пожал плечами: он не собирался оставлять золото себе.»

Золото Андвари послужило выкупом. Но Один не смог утаить Андваранаут, и проклятое кольцо также досталось Хрейдмару. Его сыновья Регин и Фафнир потребовали свою долю выкупа. Когда отец отказался отдать золото, братья перерезали ему глотку.

«Регин порешил, что теперь богатство должно быть поровну разделено между двумя братьями, но Фафнир поглумился над ним за то, что он убил собственного отца, и отказался дать ему хоть одну монетку. Фафнир уже успел надеть волшебный шлем Хрейдмара, который вселял ужас в каждого, кто увидит его владельца, и Регин не был исключением. Он бежал в землю данов и оставил Фафнира наедине с проклятым наследством. Фафнир, в свою очередь, удалился глубоко в болота и превратился в дракона, чтобы защитить свои драгоценные сокровища от любого, кто захочет ими завладеть.

Лучше бы золото гнома оставалось у Фафнира, и проклятие упокоилось с ним в топи! Но за золотом должен был явиться герой, самому же золоту Андвари суждено было оказаться в мире людей. Героя звали Сигурд из рода Вёльсунгов, и его история — самая известная из легенд Севера.»

Итак, жадный дракон сторожит кучу золота, среди которого таится проклятое сокровище, которым все жаждут завладеть. Видимо, если бы не легенда об золоте Андвари, мир никогда не познакомился бы со Средиземьем. Само название Middle-earth – очевидная отсылка на скандинавский Midgard.

-39

Мир скандинавских мифов, легенд и саг удивителен. И дальше мы узнаем о великом северном герое Сигурде из рода Вёльсунгов.

А пока, продолжение следует…