Знаете, когда мне говорят о том, как возрастные дамы "фанатеют" от нового певца Шамана, или как подростки воруют деньги у родителей, чтобы попасть на концерт реп-исполнителей, я снисходительно хмурю бровь. Эх, да что вы понимаете в фанатиках? А вот мы в мои-то годы!...
Сегодня разбираем очень интересный феномен: фанатство по артистам и его национальные особенности в нашей стране. У нас люди отличаются максимализмом, иногда вплоть до преклонных лет. Поэтому в нашей стране довольно много фанатов звезд не среди детей и подростков (которым по возрасту характерно такое поведение, они проецируют на себя образ звезды), а среди людей 30-40-50 лет.
Я не сижу по фан-группам артистов в социальных сетях, но я много-много лет наблюдала свою знакомую, которая во главе с фан-клубом одного не очень известного актёра не только моталась на все его выступления по стране и встречала из всех поездок с плакатами и шариками, но и активно изображала, что у нее с ним роман. Благо был доступ к телу для регулярных фотосессий. Просто кошмар какой-то был. Другие участницы сообщества тоже почему-то ей подыгрывали в этом безумии. Сам артист за это время успел развестись, жениться и народить двоих детей. Она же годами жила в иллюзии, в которую и сама верила.
***
Вы удивитесь, но, внезапно, очень мощное фан-комьюнити в нашей стране у... певца Витаса! Я была в прошлом знакома с одной из его поклонниц. Его фанаты – это итак что-то типа секты, но даже там есть выдающиеся люди. Одной его поклоннице за 50, она замужем, но верит в то, что Витас посвящает ей песни и клипы. На его день рождения она арендует помещение, обязательно воздушные шары его любимого цвета (фиолетовые) и все это за свои деньги. Она посвящает стихи Витасу, собственноручно рисует его портреты. Как к этому относится муж, остается за кадром.
Есть ли у таких поклонников звезд психиатрический диагноз? Сложно тут сказать однозначно, это такая же бредовая сверхценная идея, как и прочие, только оформленная в человека и более-менее складную историю.
По рассказам моего знакомого врача-психиатра, у них в стационаре несколько раз наблюдались пациентки, которые продуцируют бредовые идеи по Путину и почему-то... по Киркорову (продуктивная симптоматика шизофрении). Бывает, что не только известных людей атакуют и преследуют в соцсетях, но и случайных людей, зацикливаются на них – пишут им, их семьям, жёнам.
В СССР не было такого яркого культа артистов. На грани распада той великой страны появился Юра Шатунов, именно он стал первой ласточкой неадекватного фанатизма. Потом пошли один за одним: Женя Белоусов, "Мираж", "Иванушки int.", и много-много других. Стали появляться и фан-клубы актеров и актрис: Александр Домогаров, фан-клуб сериала "Бригада", "Бандитский Петербург". В 00-х, с массовым распространением интернета, фан-клубы обросли творчеством кустарных самоучек –художников, стихоплетов, графоманов (фикбук, фантазии и самописные истории об артистах). Иногда было забавно наблюдать за этим, иногда – страшно, ибо увлечение у некоторых приобретало оттенки психопатии.
***
Большим заблуждением будет думать, что фанатели от артистов только женщины или молодые люди с неокрепшей психикой. На самом деле даже суровые и брутальные дяденьки в годах покупали билеты на концерты и фотографировались со своими любимыми исполнителями. Просто вкусы там были иные. Ну и масштаб поклонения, конечно, куда меньше, чем у людей с подвижной психикой (женщин, детей, подростков).
***
В 00-х вектор фан-клубов сменился. Основной фундамент был все тем же – отказ от собственного роста и подражание во всем, зацикливание на своем кумире. Творчество, посвященное кумиру. Как минимум – постеры (да, это слово появилось в конце 90-х вместо привычного "плакат"), как максимум – поездки на поездах вслед за кумиром и дежурства в его подъезде.
***
Насчет ночевок в подъездах не шучу.
Вот отрывок из воспоминаний Марии Лопатовой (при желании можно найти в интернете, она была девушкой Рыжего Андрея Григорьева-Аполлонова в те годы):
".... Девчонки-«фанаточки», как ласково называл их Рыжий, много для него значили. Почти каждый день у него был ритуал: он выходил к ним на лестничную клетку покурить и поболтать. Многие из них были совсем молоденькими. Все несколько лет, которые мы прожили на Плющихе, эти девочки неизменно являлись частью нашей жизни. Мы знали, что всегда за дверью кто-то стоит. Многие в буквальном смысле спали в подъезде и устанавливали дежурство, чтобы следить за всеми нашими передвижениями. Они хотели знать ВСЁ про нашу жизнь: кто к нам приходит, куда мы ходим, когда и где гастроли и концерты… У них, похоже, даже была своя иерархия, были главные, как девочка по кличке Чича.
Сейчас не буду называть имён, дабы не дискредитировать никого, но очень немногим из них всё же удалось сделать прорыв в жизни благодаря Рыжему. Несколько очень известных лиц на ТВ и в кино – выходцы с Плющихи, которых когда-то продвинул Андрей. Там были и красивые, и настойчивые."
Ну а про Игоря Сорина я писала отдельно большую статью здесь. Там столько материала, что хватит на десять статей. Люди и по сей день, спустя 20 лет после его смерти, почитают его творчество.
***
Есть, конечно, и здоровая сторона фанатизма. Это просто уважение к таланту и личным границам артиста, который нравится. Без радикальных крайностей и перегибаний. Такие поклонники добросовестно покупают билеты на концерты, спектакли, готовы переплачивать десятки тысяч рублей за мит-н-грит (встреча с кумиром и фото с ним, некоторые звезды даже позволяют попить кофе или чай за полчаса до или после мероприятия).
Есть и примеры, когда успех одного талантливого человека признает другой, не менее талантливый, творец. И так на свет рождаются коллабы нескольких, казалось бы, несовместимых звезд. Например, Балабанов пригласил на съемки "Брат-2" Ирину Салтыкову, которая прекрасно сыграла в дуэте с Сергеем Бодровым. Казалось бы – где Балабанов, и где Салтыкова? А поди ж ты, очень замечательная совместная работа получилась!
Кстати, во многих источниках, далеких от мира шоу-биза, продвигается мысль о том, что артисты друг с другом соперничали, выживали со сцены и тд. Это мнение верно лишь отчасти. Соперничество и выживание было характерно для "пугачевских" времен, а примерно с 1995 года и далее эта модель утратила свою силу. На смену соперничества пришло сотрудничество: ведь если записать совместку или позвать в свой клип конкурента, получится польза для всех! И это здорово, шоу-биз реально переходил на новые рельсы.
***
Наши люди имеют верные сердца, и даже спустя много-много лет после ухода любимых артистов, помнят о них и чтят память. Игорь Тальков, Игорь Сорин, Сергей Бодров, Юрий Шатунов и многие другие – не дадут соврать.
Подписывайтесь на канал или ставьте лайки. Спасибо ♥