"Дело мултанских вотяков" принесло Владимиру Галактионовичу Короленко не просто писательскую известность, а всенародную славу. Даже странно, что и после этих событий считалось, и считалось многими, что "не дело писателя - лезть в политику".
И что же, ещё более "не дело" травмировать детские души? Тащить в детскую книгу "подлость и грязь"? Но если речь идёт о ПОБЕДЕ над грязью и подлостью?
Ведь об этом громком судебном процессе многие из нас впервые узнали, прочитав "детскую" трилогию Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль". Повесть - настоящая энциклопедия жизни русской интеллигенции рубежа веков.
На дворе 1894 год. Стайка девочек - учениц провинциального института, коротает свободный урок на матах в спортзале. Меля разворачивает газетный свёрток с бутербродами, и Сашенька замечает заголовок статьи.
"РИТУАЛЬНОЕ УБИЙСТВО"! Читают...
В Вятской губернии, в окрестностях села Старый Мултан, на лесной дороге найден труп, истыканный ножами. Обескровленный и обезглавленный. Похоже на языческий ритуал, тем более, что неподалёку древнее капище.
Но у русских, да и вообще у христиан, таких обрядов нет. Значит - местные, вотяки. Ну и что, что они тоже христиане? Были же когда-то язычниками, вот и вспомнили! В доказательство того, что "были раньше", привели... сказки. И даже не удмурдские, а собранные по всей Сибири.
И назначили козлами отпущения семерых человек, которые почти не говорили по-русски, а значит, и не могли оправдаться!
Окончания заметки нет - кусок газеты оторван. Девочки потрясены. Конечно, можно поискать сведения в газетах дома, расспросить родителей, но от нетерпения они разрыли все урны в школе - и нашли-таки ещё кусок заметки!
Узнали, что делом занялся писатель Владимир Короленко. Тот самый, что "Слепой музыкант"? Все читали, всем понравилось. Так значит, не только замечательный писатель, но и замечательный человек!
Он уехал туда, в Старый Мултан, чтобы познакомиться с людьми и собрать не легенды - факты. И узнал очень важную вещь: искромсали ножами человека, уже мёртвого! Нищий бродяга замёрз на дороге. Значит, всё это "вытачивание крови" и отрезание головы - провокация?!
Вечером Сашенька расспросит об этом папу.
И папа-врач, считающий своей обязанностью "вооружить своих детей" для сражений с жизнью, рассказывает всё, что знает.
А потом целых полтора года (!) вся Россия следит по газетам за судебным процессом, который НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ проигран. Действительно, "вся Россия". Не только те, кто умеет читать, но и те, кому новости пересказывают. Люди, ещё вчера не знавшие, что где-то есть такой народ "вотяки", отлично почувствовали ПОДЛОСТЬ.
А в чём подлость, это папа, Яков Ефимович, объяснит Сашеньке просто и понятно: правительству проще править, когда люди не могут договориться между собой. Вотяки - мирные охотники, но их русским соседям "объяснили", что они - опасны. А вотяки теперь будут бояться русских - и судей, и соседей. Поссорить - и держать в страхе! Кто сделал? Да, правительство. Царское правительство...
- Короленко и журналисты записали от слова до слова весь судебный процесс - весь, понимаешь? Они писали с утра до ночи три дня, на пальцах у них сделались кровоподтёки и мозоли от карандаша, но они записали всё, и спрятать это теперь уже невозможно!
Газетные репортажи были действительно прямыми репортажами Короленко из зала суда:
... "В углу за решёткой, за которой помещались подсудимые, стоял восьмидесятилетний старик Акмар, со слезящимися глазами, с трясущейся жидкой бородой, седой, сгорбленный и дряхлый. Его старческая рука опиралась на барьер, голова тряслась, и губы шамкали что-то. Он обращался к публике с какой-то речью.
- Православной! - говорил он, - бога ради, ради Криста, коди кабак, коди кабак, сделай милость!
- Тронулся старик, - сказал кто-то с сожалением.
- Коди кабак, слушай, может, калякать будут. Кто её убивал, может скажут? Криста ради, кабак коди, слушай..."
Этот дед был назначен на роль вдохновителя убийства.
Открытое письмо, которое Короленко тогда пытался опубликовать, разошлось в тысячах списков. От руки.
"...Здесь приносилось настоящее жертвоприношение невинных людей шайкой полицейских разбойников под предводительством прокурора и с благословения Сарапульского окружного суда. Следствие совершенно фальсифицировано, над подсудимыми и свидетелями совершались пытки. И все-таки вотяки осуждены вторично, и, вероятно, последует и третье осуждение, если не удастся добиться расследования действий полиции и разоблачить подложность следственного материала. Я поклялся на свой счет чем-то вроде аннибаловой клятвы и теперь ничем не могу заниматься и ни о чем больше думать. Теперь для меня есть семь человек, невинно убиваемых на глазах у всей России, и я до сих пор слышу их стоны после приговора..."
Процесс был провален с треском - Короленко доказал его сфабрикованность! Но радость оказалась омрачена:
- У Владимира Галактионовича была очень больна дочка. Уезжая в Мултан, он понимал, что может её больше не увидеть.
И помолчав, папа добавил:
- А девочка и в самом деле умерла.
***
Была спасена честь целого народа. Дань благодарных потомков - памятник писателю в селе Короленко (Бывший Старый Мултан)
***
Вот ничего не хочу сказать плохого о любимом многими жанре фэнтези,
но почему -то, после очередного перечитывания "детской" книги, о таком вот взрослении десятилетних девочек, вспоминаешь о школах волшебников, чудесных единорогах, заклинаниях, и самом-самом великом зле, воплощенном в том-кого-нельзя-называть...
Что же общего у действительной, деятельной доброты - с феерическим блеском волшебной палочки и задорными криками:
- Сила добра, вперё-ё-ё-ёд!!!