Найти тему
Идеономика

Пишите, Шура, пишите: когда полезно делать заметки от руки

В наши дни многие люди печатают быстрее, чем пишут вручную, особенно если выросли на ноутбуках. Конечно, это чрезвычайно полезный навык, позволяющий быстро и легко делать массу заметок, что, безусловно, хорошо, верно?

Возможно, нет. В рамках эксперимента, проведенного Пэм Мюллер в Принстонском университете, который был опубликован в 2014 году, студентам было предложено просмотреть выступления конференции TED, параллельно делая заметки.

Половине участников дали ноутбуки, а половине — ручку и бумагу. Можно предположить, что заметки не слишком отличались, так как в наши дни студенты привыкли использовать клавиатуру. На самом деле разница была существенной. Студенты, использующие клавиатуру, чаще набирали слова лекторов дословно, в то время как студентам, пишущим медленнее вручную, приходилось обобщать информацию. После этого студентам дали несколько хитрых интеллектуальных тестов, чтобы отвлечь их, а затем задали вопросы о содержании лекции.

Если говорить о запоминании фактов, то метод ведения заметок не оказал никакого влияния, но когда студентов попросили объяснить концепции, изложенные в лекции, лучше проявили себя те участники, которые делали записи вручную.

Дословная запись информации подразумевает более поверхностную форму когнитивной обработки. Вы можете сделать это, даже не задумываясь о содержании, если захотите. Но при использовании ручки и бумаги вы обрабатываете информацию более глубоко, потому что не можете записать все. Другое преимущество использования ручки и бумаги заключается в том, что можно очень быстро перемещаться по странице, подчеркивая нужное или добавляя дополнительную информацию на полях.

Команда задалась вопросом, была ли проблема связана с использованием ноутбуков или с тем, что студенты делали стенографические записи. Поэтому затем они провели аналогичное исследование, но на этот раз студентов попросили не записывать лекцию дословно. Несмотря на предупреждение, студенты, использовавшие ноутбук, все равно делали более "стенографические" записи и не могли ответить на концептуальные вопросы так же хорошо, как те, кто писал от руки.

Но ведь в конечном итоге, если ваши заметки более полные, вам это поможет при проверке знаний, правда? Возможно, нет. Спустя неделю исследовали провели повторное тестирование, позволив студентам предварительно пересмотреть свои заметки. Группа, использовавшая ручку и бумагу, все равно показала себя лучше. Причина в том, что более глубокая когнитивная обработка материала, пока вы слушаете, помогает как понять его, так и вспомнить в дальнейшем. Даже если вы никогда не перечитаете свои заметки, процесс их создания может оказаться полезным. Исключение составляет изучение простых фактов. В этом случае просто отлично работают записи на ноутбуке.

Еще более пассивный способ обработки информации с лекций — запись аудио или видео, чтобы их можно было прослушать или посмотреть позже. Но есть ли риск, что вы не сможете как следует сосредоточиться на лекции, так как знаете, что она будет доступна вам в любое время? Или, наоборот, это даст возможность полностью сконцентрироваться на происходящем, не отвлекаясь на заметки?

В психологии передача такой задачи на откуп технологиям называется когнитивной разгрузкой. Но помогает ли она?

В эксперименте Бьянки Патель из Университета Северной Каролины студентам-фармацевтам сказали, что их лекция будет разделена на две половины по 50 минут. Первый раздел будет записан на видео, чтобы они могли посмотреть его позже, если захотят, а второй записан не будет.

Участников протестировали сразу после сеанса и через неделю, чтобы увидеть, сколько они смогли вспомнить из каждой лекции — той, которая записывалась на видео, что позволило им полностью погрузиться в тему, и лекции без видео, где нужно было делать записи. Как вы думаете, где результаты были лучше?

Ответ в том, что это не имело значения, поскольку оба метода имеют свои преимущества. В первом случае вы можете сосредоточить все свое внимание на том, что вам говорят, не беспокоясь о необходимости записывать это, потому что лекцию всегда можно прослушать позже. Во втором случае вы обрабатываете информацию и думаете о ней, чтобы выработать наилучший способ обобщения.

Но был и один сюрприз. Когда студенты знали, что смогут посмотреть видео позже, если захотят, они делали больше заметок и рисовали больше диаграмм, и в этом таится какая-то загадка.

Так что записывать лекции или нет, зависит от личных предпочтений. Но стоит учитывать, что печатные заметки имеют преимущество с точки зрения простоты хранения и поиска.

В исследовании, проведенном в Хельсинки в 2019 году, студенты-медики, которым выдали айпэды, нашли их очень полезными. Планшеты дали им гибкость в написании нелинейных заметок и, казалось, особенно хорошо подошли студентам-стоматологам, для которых важны визуальные образы.

Но даже несмотря на то, что устройства были популярны, производительность студентов с ними и без них не измерялась, поэтому мы не знаем, какое значение имели планшеты для оценок.

Конечно, если вы можете печатать быстро и вам нужна точная запись, то вам подойдет ноутбук, но если ваша цель — лучше понять материал, а не просто записать его, то делайте заметки от руки.