В 2022 году инфляция в России составила 11,94%, что в разы ниже большинства прогнозов, сделанных прошлой весной. В этом году эксперты прогнозируют ее снижение до 5–7%. Эксперты НИУ ВШЭ рассказали, благодаря чему удалось удержать ситуацию в экономике от скатывания к гиперинфляции на фоне колоссальных внешних шоков.
Причиной того, что итоговая инфляция за прошлый год оказалась почти вдвое ниже прогнозов весны прошлого года, эксперты считают удачную комбинацию нескольких дезинфляционных факторов.
«Во-первых, хороший урожай 2022 года, а также успехи российского птицеводства и животноводства на фоне более крепкого курса рубля позволили сдержать продовольственную инфляцию за счет более низкой динамики цен на мясопродукты и плодоовощи, на которые приходится значительная доля расходов в потребительской корзине», — говорит эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов.
Вторым фактором он называет то обстоятельство, что после окончания потребительского ажиотажа в феврале — марте граждане перешли к сберегательной модели поведения, снизив спрос на непродовольственные товары на 15–20% по сравнению с предыдущим годом. «В сочетании с укреплением курса рубля, а также восстановлением поставок через механизм параллельного импорта это привело к значительному откату цен», — добавляет Игорь Сафонов. Важным сдерживающим фактором стали цены на автомобильный бензин, поднявшиеся по итогам года лишь на 0,9%.
По мнению начальника отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Владимира Бессонова, стабилизация потребительских цен обусловлена не в последнюю очередь тем, что негативные ожидания марта — апреля не оправдались. «Цены стабилизировались в том числе и потому, что весенний всплеск инфляции произошел с перехлестом, то есть продавцы слишком сильно повысили цены, — поясняет он. — Однако на деле ситуация оказалась не настолько негативной».
Впрочем, 12-процентная инфляция — совсем не маленькая величина, подчеркивает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Инфляция до 10% считается ползучей, с ней довольно несложно бороться монетарными методами, инструментами денежно-кредитной политики. Инфляцию от 10 до 50% годовых уже называют галопирующей, а выше 50% — гиперинфляцией. «В последние несколько лет инфляция в России составляла 3,5–4% годовых, и то считалось, что с ней необходимо бороться», — напоминает эксперт.
Финансовые перспективы 2023 года, полагает Владимир Бессонов, будут зависеть от тех событий, которые еще не произошли. «Уровень неопределенности по-прежнему очень высок, — говорит он. — Хотя какие-то процессы стали более понятными по сравнению с периодом, когда международные санкции только вводились. Но многое остается неясным».
Георгий Остапкович ожидания финансовых властей страны в 5–7% годовых называет «средним значением по госпиталю». «2023 год, я думаю, мы пройдем примерно в пределах ползучей инфляции — около 5–8%. Если, конечно, не прилетит стая “черных лебедей”», — подчеркнул он.
Игорь Сафонов уверен, что в 2023 году на показатель инфляции будет оказывать значительное влияние статистический эффект высокой базы. Так, в конце первого квартала 2023 года он резко вернется к однозначным значениям ниже цели Банка России (4%), однако это будет обусловлено взлетом цен в марте — апреле 2022 года. «В дальнейшем показатель инфляции продолжит медленно расти. На данный момент по итогам 2023 года мы прогнозируем инфляцию на уровне 5,3%», — подытожил эксперт.
Как удается сдерживать инфляцию в России: мнение экономистов
2 минуты
119 прочтений
20 января 2023