Найти тему
Ведомости. Спорт

70+30 млн евро, реальные бонусы и совладелец на переговорах: как «Челси» увел Мудрика у «Арсенала»

Конкуренция топ-клубов

Главный трансфер зимы в мировом футболе – переход украинца Михаила Мудрика из «Шахтера» в лондонский «Челси». Впечатляет не только сам факт, в первую очередь сумма: английский клуб заплатит 70 млн евро гарантированно, а еще 30 млн в договоре прописаны как бонусы за клубные достижения, в которых поучаствует новичок. Поэтому переход хотя бы отчасти справедливо считать 100-миллионным.

На Мудрика до последнего претендовал и другой лондонский клуб – «Арсенал», с отрывом лидирующий сейчас в чемпионате Англии. Игрок был ближе к переходу именно туда, но на финальном этапе сделку все-таки закрыл «Челси» – в последние годы гораздо более успешный (пять побед в АПЛ и две в Лиге чемпионов за 20 лет), чем «Арсенал», у которого нет таких титулов с 2004 г., но прямо сейчас пребывающий в перестройке и кризисе.

Решающий этап переговоров проводил лично совладелец «Челси» Бехдад Эгбали. Считалось, что ключевые оперативные решения принимает Тодд Боэли, глава консорциума предпринимателей, купивших клуб после ухода Романа Абрамовича. Но по ходу нынешнего трансферного окна выяснилось, что ключевые сделки контролирует Эгбали – один из сооснователей инвестиционной компании Clearlake Capital, американец иранского происхождения с состоянием $4,3 млрд, по данным Forbes.

«Шахтер», вынужденный сейчас проводить домашние матчи чемпионата Украины во Львове, а еврокубковые матчи – в Варшаве, после сделки повел себя максимально открыто. Клуб официально озвучил финансовые детали соглашения, а генеральный директор Сергей Палкин в интервью The Athletic подробно рассказал о ходе переговоров и решивших их исход деталях.

Палкин отметил, что «Арсенал» и «Челси» на финальном этапе предлагали одинаковые 70 млн + 30 млн евро за переход, но по-разному формулировали условия, при которых бонусные 30 млн евро могут «Шахтеру» достаться.

По словам генерального директора клуба, «Челси» проявил более серьезный и осознанный подход – в итоге условия для дополнительных выплат вполне достижимые. Он подтвердил инсайд издания о том, что бонусы для «Шахтера» привязаны к победам в Премьер-лиге и Лиге чемпионов.

В то же время условий, связанных, например, с вручением Мудрику «Золотого мяча», в соглашении нет – логично предположить, что такой пункт представители «Шахтера» отнесли к маловероятным, а потому невыгодным для себя.

Украинский клуб выбирал из двух привлекательных предложений, поэтому такие детали и стали решающими на финальном этапе переговоров, считает руководитель футбольного агентства FM Sports Agency Александр Маньяков.

«Как правило, часть суммы переводят в бонусы, чтобы подстраховаться, – говорит он «Ведомости. Спорту». – Покупатель готов на серьезные траты, но договаривается, что заплатит определенную долю только в случае командных успехов, достигнутых с помощью интересующего игрока, или при нужных личных показателях. Определенно «Челси» готов платить за Мудрика сверх 70 млн евро, если он поможет добиться конкретных титулов».

Маньяков связывает рост популярности таких трансферов в последние годы с тем, что все больше разница в заработках клубов, которые попадают в еврокубки, особенно в Лигу чемпионов, в сравнении с теми, кто в таких турнирах не участвует. Еще есть существенная разница в доходах тех, кто проходит до далеких стадий в плей-офф, и участников, вылетающих на групповом этапе.

По словам менеджера, клубы понимают: чем больше побед и титулов, тем интенсивнее растут доходы. Благодаря повышающейся выручке клуб без проблем оплатит бонусную часть трансфера. Соответственно, если этих доходов не будет или если сам игрок не повышает свою потенциальную стоимость яркой игрой, клуб застрахован от дополнительных затрат. К слову, бонусы привязываются и к личным, и к командным достижениям.

Бонусы после успехов

«Челси» объявил о подписании восьмилетнего контракта с Мудриком, при этом нужно понимать, что базовое соглашение не может быть продолжительнее пяти лет, напоминает Маньяков. Поэтому под контрактом на восемь лет нужно понимать пятилетний договор с опцией продления при соблюдении прописанных условий.

«Это может быть процент сыгранных матчей, количество выходов в основном составе, результативность и другие параметры, – добавляет менеджер. – Но наверняка это условия, удобные «Челси» для того, чтобы через пять лет контракт автоматически продлился, если игрок стал важным для команды, или не продлился, если значимость новичка не так уж высока».

Даже 70 обязательных миллионов евро за Михаила Мудрика многие эксперты посчитали переплатой относительно его уровня игры и доказанного в топ-турнирах набора навыков.

В первую очередь Мудрика характеризуют как быстрого и техничного футболиста, способного самостоятельно создать себе момент и реализовать его. Это получалось в том числе в Лиге чемпионов: несмотря на все организационные сложности и потерю многих легионеров, «Шахтер» до последнего тура претендовал на выход в плей-офф, по пути зацепив ничью дома с мадридским «Реалом» (1:1) и разгромив на выезде «Лейпциг» (4:1).

Групповой этап Мудрик закончил с двумя мячами и двумя голевыми передачами, но украинская команда все-таки финишировала третьей – и сыграет в плей-офф Лиги Европы: 16 и 23 февраля ей предстоят два матча с французским «Ренном» за право пройти в 1/8 финала. Но это уже без Михаила.

«Челси» сейчас склонен переплачивать: клуб при новых владельцах на трансферном рынке ведет себя активнее всех. Например, этой зимой еще 73,5 млн евро вложили в четверых других новичков, а в сумме с летними подписаниями траты лондонцев уже составляют 475 млн, и это без учета потенциальных бонусов, предусмотренных для клубов-продавцов в большинстве контрактов.

Конечно, на рынке знают о щедрости «Челси», а сочетание конкуренции за Мудрика с «Арсеналом» привело к 100-миллионной сделке. И это при том, что в летнее трансферное окно «Шахтер» был готов расстаться с Михаилом за 15 млн, когда игроком интересовался «Брентфорд», середняк из АПЛ. Сделка не состоялась, потому что уезжать в этот клуб не захотел Мудрик, к его мнению прислушались.

Позже отказали «Эвертону», предлагавшему 30 млн, – в тот момент уже сработал эффект соседней сделки: «Аякс» продал в «Манчестер Юнайтед» 22-летнего бразильца Антони, схожего по навыкам и функционалу на поле, за 95 млн евро и «Шахтер» ощутил, что тоже способен заработать намного больше.

Компенсация потерь «Шахтера»

Деньги «Шахтеру» особенно нужны, потому что клуб весной и летом потерял многих легионеров: специальным правилом ФИФА, позволившим иностранцам приостанавливать контракты с российскими и украинскими клубами, воспользовалась целая группа футболистов.

В «Шахтере» отмечали, что у них было 14 иностранцев с суммарной рыночной стоимостью в 150–200 млн евро, а из-за приостановки контрактов на них почти не получилось заработать. За два трансферных окна, потеряв почти всех, клуб получил только 53,5 млн евро. Там оценивают прямые убытки минимум в 40 млн евро.

Дорогой трансфер Мудрика помог компенсировать если и не все, то значительную часть.

Но футболисту придется столкнуться с дополнительным давлением: из-за повышенного внимания к переходу и его стоимости с большими требованиями будут подходить и к оценке эффективности украинского полузащитника на поле. С этим согласен бывший игрок «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити» и «Эвертона» Андрей Канчельскис. Он в 1991 г. переходил в «Юнайтед» к сэру Алексу Фергюсону из донецкого «Шахтера».

«Давление будет сильным, особенно из-за таких бешеных денег, – говорит Канчельскис «Ведомости. Спорту». – Нужно понимать, что болельщики «Челси» привыкли к победам, местная пресса тоже привыкла видеть команду в борьбе за чемпионство. Одно дело, если бы Мудрик пришел в «Эвертон», где все более терпеливые, а тут – вспомните, как давили на Фернандо Торреса, когда его купили из «Ливерпуля» [за 58,5 млн евро в 2011 г.], то же самое при переходе Андрея Шевченко [за 44 млн евро в 2006 г.]».

Бывший игрок английских клубов и сборной России добавляет, что в первую очередь для адаптации Мудрику нужно свободно заговорить на английском – чтобы ощутить себя полностью своим и понимать всех: от партнеров до руководства клуба.

Канчельскис уточняет, что нынешний английский футбол больше подходит молодому техничному игроку, чем тот, в который играли там 20–25 лет назад.

«Скорости выросли, но стало меньше борьбы, – отмечает он в разговоре с «Ведомости. Спортом». – Раньше было больше сражений, сейчас темп выше, а играть стало легче. Появился VAR, дают много желтых и красных за грубые нарушения. В наше время карточек давали мало, если только ноги или руки сломают».

Шанс дебютировать за «Челси» и по-настоящему ощутить, что такое английский футбол, у Михаила Мудрика будет уже в субботу: 21 января лондонцы играют на выезде с «Ливерпулем».