На HBO Max стартовал сериал «Одни из нас» — экранизация убер-популярной видеоигры The Last of Us, за которую взялся создатель «Чернобыля» Крэйг Мазин. Интерес к проекту и рейтинги — сумасшедшие, серию посмотрели 4,7 миллионов человек (больше только у «Дома дракона» и «Подпольной империи»). Рассказываем, что же получилось и нужно ли играть в оригинал, чтобы хоть что-то понять.
1968-й. За кадром ООН объявляет Международный год прав человека, Пражская весна и советские танки в Чехословакии, убийство Мартина Лютера Кинга, демонстрации, требующие прекратить вoйну во Вьетнаме (см. «Суд над Чикагской семеркой»), «Аполлоны» и «Союзы» продолжают наперегонки осваивать космос. В тени больших исторических событий обсуждается гипотетическая угроза: пандемия. Экспертов в телестудии волнуют не вирусы и бактерии, а — внезапно — грибы, которые не просто размножаются внутри организма, но подчиняют его своей «воле» при помощи галлюцинаций. И ведь правда: медикаментозное меню современного человека во многом состоит из грибных продуктов. К счастью, отмечает насмешливый ученый, грибы умирают при температуре организма выше 34,5 градусов. Но — пауза для зрителей для 2020-х — могут и адаптироваться, если разойдется, скажем, глобальное потепление. Тогда мы окажемся в мире «миллиарда марионеток с отравленным сознанием». Зрительный зал в напряжении цепенеет, действительно обретая сходство с болванчиками.
2003-й. Остин, штат Техас. Разнорабочий Джоэл Миллер (Педро Паскаль), ветеран «Бури в пустыне», встречает 36-й день рождения в компании дочери Сары (Нико Паркер из «Дамбо» и «Третьего дня»), готовясь к непростому рабочему будню. На столе — оладьи с бонусом из яичной скорлупы, на кухне — брат Томми (Гэбриэль Луна), помогающий с делами, по телевизору — новости о проблемах в далекой Джакарте. Рядовой — с легкой примесью торжества — день сменяется апокалипсисом: пожилая соседка Адлер, которую родные кормят с ложки, вдруг начинает вполне бодро бросаться на людей, пригород охвачен паникой, везде давка, вереницы полицейских машин, каннибализм и военная блокада. С небес падает самолет.
2023-й. Бостон. Пандемия все-таки случилась, но оказалась похожа не на испанку столетней давности (или коронавирусную напасть, знакомую зрителям по сю сторону экрана). Детали пока неизвестны, но от больших городов остались лишь охраняемые военными периметры, чьих жителей наказывают со всей строгостью конца света — вплоть до повешения. За стеной — карантинная зона отчуждения с заброшками и зараженными. Джоэл в этом новом мире промышляет контрабандой, что стало с Сарой — неизвестно, Томми тоже где-то пропал и не выходит на связь. Выйти из зоны комфорта придется не только ради купонов или брата: местные повстанцы «Цикады» просят Джоэла вывести из города некую Элли (Белла Рэмси из «Игры престолов»). С декором разобрались — приключения начнутся в следующей серии. При этом «Одни из нас» реально экранизация игры — не только в плане персонажей и сюжетных кусков, но местами — на уровне ракурсов и драматургии. Ночной звонок от Томми; падающий самолет, показанный с заднего сидения джипа; горящая машина, «перегородившая» переулок; диалог, показывая который игровая камера «зачерпывает» пространство не так, как обучен оператор телевизионный, — есть на какие акценты киноязыка с интересом обратить внимание. И приемы не из дешевых — вроде «вида от первого лица», который много лет выдают за ноу-хау и апогей режиссерских возможностей гейм-индустрии.
С ходу петь дифирамбы, наверное, рано: роад-муви в декорациях грибного зомбиапокалипсиса — возможно, невидаль, но неужели настолько? Показательный пример — сломанные часы Джоэла, которые Сара заводит в подарок на день рождения. Емкий образ безвременья утраты: сначала, видимо, супруги, затем, вероятно, дочери, — но, в общем, классика сценарного учебника. Как и заставка — это, простите, совсем придирка — очередная копирка титров «Игры престолов»: что-то растет, что-то течет, журчат струнные (правда, напоминая, скорее, тему «Шерлока»). Главное, в общем, что машина едет — и посмотрим, куда приведет. Велика, вероятность, что действительно не посрамят оригинал. Будет ли катарсис — узнаем по месту прибытия.