Когда ты находишься в привычном ритме жизни, где все размеренно и четко, словно в часовом механизме, выпадение какой-то детали может показаться трагедией. Разве год назад можно было представить, что утро начинается не с пролистывания ленты Instagram* (соцсеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ), а вечер не заканчивается за скроллингом тиктоков? Теперь отсутствие этих соцсетей — наша новая реальность. И что удивительно, жизнь не остановилась.
Переломный год в российском SMM
Готовы поспорить, что эксперты по развитию соцсетей уже и не надеялись, что им предстоит продвигать бренды в VK или «Одноклассниках» или продавать курсы по работе в этих социальных сетях. Но именно это и произошло, когда стало понятно, что Instagram*, а вместе с ним и Facebook*, и TikTok уже больше не смогут свободно функционировать на территории России.
Современным миром правит реклама, а она сейчас в руках блогеров. Блогерам же нужна платформа. Раньше для них наиболее прибыльными были проекты в Instagram*, однако с его запретом они не ушли из профессии, а перешли на другую платформу.
Блогеры, знаменитости, актрисы, певицы — инфлюенсеры одним словом. Все, для кого соцсети были источником дохода, массово перешли в VK и Telegram. За ростом канала Ксении Бородиной в Telegram наблюдала вся страна. Сейчас у нее почти миллион подписчиков, а о причинах популярности ее канала писали экспертные статьи.
Где деньги — там и блогеры. Охваты в Instagram* в апреле 2022 года упали в три раза, а среднее время в социальной сети сократилось с 30 минут до 10. Мало кто из рекламодателей был готов тогда вкладывать большие бюджеты за рекламу с сомнительным эффектом. Тем более что речь шла только о «нативке» — социальная сеть закрыла для россиян возможность запуска рекламных кампаний. Использование VPN не давало возможности даже толком проанализировать аудиторию, охваты падали, переходов не было — катастрофа для продвижения.
«Мои артисты — от Жидковского до Андрея Борисова — сильно не пострадали. Я всегда говорил своим клиентам, что контент важно делегировать и делить на разные площадки. Собственно, сейчас это нам и сыграло на руку, потому что, когда все ломанулись вести Telegram-каналы и паблики в VK, у нас они уже были созданы и верифицированы. Таким образом, контракты просто передислоцировались», — рассказал Super.ru digital-продюсер, директор блогеров-миллионников Евгений Вольтов.
Пока одни падают, другие — растут. Мы уже упоминали рост интереса к Telegram, но для VK точно началась вторая жизнь.
Великое переселение подписчиков
Telegram стал самой быстрорастущей социальной сетью в 2022 году. Появились инструменты для рекламы. Те блогеры, для которых более важен текстовый контент, стали развивать свои каналы. Произошел целый бум на мини-блоги: за 2022 год появилось более десяти тысяч частных каналов. Самым активно развивающимся направлением стало «Новости и СМИ». Сама же соцсеть, не долго думая, запустила платные подписки с расширенными возможностями для пользователей.
«ВКонтакте» занялась принципиальным изменением функционала. Фактически соцсеть стала заменой Instagram*. Сюда ушли те, для кого была важнее визуальная часть. Запуск «VK Клипов» и «VK Видео» восполнили разочарование от того, какой огромной массой старого и неинтересного контента стал TikTok. Аудитория в VK превысила 100 миллионов пользователей в месяц против 73 миллионов человек в начале 2021 года.
«"ВКонтакте" стала лидером среди соцсетей и мессенджеров по среднему времени посещения пользователями в стране, лидирующей платформой по количеству публикаций и авторов, "VK Видео" бьёт рекорды по просмотрам, "VK Звонки" названы лучшим решением для видеоконференций на iOS и Android, "VK Клипы" — лидер среди российских сервисов коротких видеороликов. Мы гордимся этими результатами, благодарим наших пользователей за выбор и, более того, ещё представим в этом году сразу несколько громких продуктов», — подвела итоги года CEO «ВКонтакте» Марина Краснова.
О чем все переживали, когда появились первые новости о возможной блокировке Instagram*? Что больше не будет контента от блогеров и не получится вести свои соцсети. Когда ограничения были введены, пользователи перешли с одной соцсети на другую, подстроившись под ее функционал. Уход от российского пользователя этих соцсетей позволил отечественным платформам получить то развитие, на которое они и не рассчитывали. Фактически мы отделались небольшим испугом и поняли, что есть альтернатива. Планы многих российских платформ на 2023 год показывают, что у нас есть все шансы получить многофункциональные и продвинутые ресурсы: от «Дзен» до Rutube. Это особенно интересно, учитывая, как бурно сейчас обсуждается блокировка YouTube в России. Ранее предприниматель Евгений Пригожин назвал видеохостинг «информационной чумой нашего времени».