7,8K подписчиков

Спряжение глаголов в русском языке: ПРОСТАЯ пошаговая инструкция по определению

279 прочитали

- Мам, что такое спряжение глаголов?

- Это как склонение, только про глаголы.

А вас бесит, что детей в школе заставляют учить спряжения глаголов?

Знаю, многие родители психуют: "Зачем и кому это надо - забивать детям головы спряжениями!"

Между тем, многие взрослые не сразу и не всегда правильно ответят на вопрос: "Как правильно написать: бреЕшься или бреИшься".

Спряжения глаголов на самом деле нужны ровно для этого - чтобы грамотно написать окончания глаголов.

Судя по тому, как часто я вижу у взрослых ошибки в глагольных окончаниях, тема эта в школе остается не слишком освоенной.

Подготовила простую инструкцию о том, как определить спряжение глагола, и что с этим потом делать.

Шаг 1. Проверяем на исключения

Тут всё совсем просто.

1 спряжение

Если видите слово

БРИТЬ или СТЕЛИТЬ - это точно 1 спряжение.

2 спряжение

Во 2 спряжении много слов. Чтобы легко их запомнить, в школе мы учили такое стихотворение:

Гнать, держать, дышать и видеть,

Ненавидеть и обидеть,

А еще терпеть, вертеть,

Зависеть, слышать и смотреть.

Все глаголы из этого стихотворения - я выделила их курсивом - точно 2 спряжения.

Встречаются и другие варианты расстановки этих слов в рифму. Мне больше нравится именно этот.

Итак, если вы столкнулись с исключением, на этом шаге определение спряжения и закончится.

Если же нужно определить спряжение в не-исключении, переходим к следующему шагу.

Шаг 2. Проверка со словом ОНИ

Если глагол оказался не исключением, сразу скажем его в настоящем времени со словом "ОНИ":

они несУТ, они моЮТ, они едЯТ, они звонЯТ

Всё, что со словом "ОНИ" будет заканчиваться на

  • -УТ или -ЮТ будет 1 спряжение
  • -АТ или -ЯТ будет 2 спряжение

Тут, безусловно есть нюанс: нужно еще убедиться, что слово сказано правильно. Например:

  • они моЮт или моЯт?
  • они строЯт или строЮт?

Такая ситуация возникает порой, если последняя гласная глагола со словом "они" оказывается не под ударением.

Если оказались в такой ситуации и засомневались - переходите к шагу 2а.

Шаг 2а. Проверка с неопределенной формой

Попробуйте сказать глагол в неопределенной форме (что делать?):

мыть, строить и т.д.

Если кажется, что

  • последней гласной должна быть И (строИть) - значит это 2 спряжение (со словом ОНИ нужно написать -АТ или -ЯТ, строЯт)
  • последней гласной должно быть что-то другое (мЫть) - значит это 1 спряжение (со словом ОНИ нужно написать -УТ или -ЮТ, моЮт)

Тут, кстати, тоже есть нюанс... Окончание в неопределенной форме тоже может оказаться не под ударением, и человек вполне может написать "строЕть". Но двойная проверка (со словом ОНИ и с неопределенной формой) на чуть-чуть увеличит шансы выбрать правильное спряжение.

И еще один момент...

Шаг 3. Разноспрягаемые глаголы

Этот пункт наверняка не пригодится ребенку в 4 классе... Но он не сложный и запомнить его стоит сразу на берегу.

Запомните глаголы: бежать, хотеть, есть (в смысле "кушать"), дать, чтить

Эти глаголы и все другие глаголы, которые от них образованы (приставками и/или суффиксами), относятся одновременно к 1 и 2 спряжению.

Поэтому называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ.

Интересно заметить, что во многих иностранных языках эти глаголы тоже спрягаются по особенному...

Итак, если видите глагол "прибежать", "захотеть", "поесть", "отдать", "разбежаться" и т.д. - в этих глаголах мы не будем определять 1 или 2 спряжение, а сразу напишем "разноспрягаемый.

Резюме и пошаговый алгоритм еще раз

1. Проверяем на исключения.

  • Если исключение - сразу пишем нужное спряжение

2. Говорим глагол со словом "ОНИ".

  • Если в конце услышали -АТ или -ЯТ - пишем 2 спряжение,
  • Если в конце услышали что-то другое - пишем 1 спряжение.

3. Если есть сомнения, что со словом "ОНИ" сказали правильное слово, попробуйте превратить глагол в неопределенную форму и послушать, какая гласная в конце больше подходит.

  • Если И (-ить) - пишем 2 спряжение,
  • Если какая-то другая - пишем 1 спряжение.

_______________

В целом определение спряжения - задача простая. Главное - уметь ставить глагол в неопределенную форму и писать ее правильно.

И обязательно "наслушанность" грамотной речи, чтобы не приходили в голову варианты вроде "строЮт дом" или "моЯт окна" :-)

Больших успехов вашим детям!