Привет, дорогой читатель! Давненько я не делился с тобой своими мыслями. А ведь собирался же написать об этом простом принципе, который тоже можно отнести к полезным советам. Ох, как много раз я наступал на одни и те же грабли, не следуя этому элементарному правилу. Поэтому мне особенно важно изложить здесь его суть. Итак, поехали!
Студенческая пора. Съемная квартира. Тусклый желтый свет лампы. Казалось, что вечер длился неимоверно долго — во время сессии это особенно заметно ощущалось. И вдруг я вспомнил, что экзамен по истории уже совсем скоро! Надо же, я перепутал даты, и вот теперь, сидя над толстой синей книгой с надписью «Мировая история», я решил за три дня выучить все билеты.
Достав список вопросов к экзамену, я начал последовательно идти по списку, искать нужные темы в книге и стараться запомнить все, что требовалось для блестящего выступления перед преподавателем. С каждым новым вопросом я понимал, что степень запутанности дат и фактов в моей голове растет в геометрической прогрессии и, когда оставалась последняя ночь перед экзаменом, я, вместо того, чтобы спать, просидел с книгой в руке — хотелось сделать последний решающий рывок.
Забегая вперед, скажу, что экзамен по истории я завалил — получил «тройку». К слову, мне попался билет «Правление Александра II и его экономические реформы». Надо сказать, что преподаватель истории был с виду очень демократичным и разрешал пользоваться на экзамене всем чем угодно. Я же благополучно нашел нужную информацию в книге, выстроил в голове план ответа и сел отвечать. Но не тут-то было: как известно, каждый суслик в поле агроном, вот и наш преподаватель видел мировую историю по-своему, ведь он даже издал свою собственную монографию по Гражданской войне. Поэтому все, что было вычитано из учебников неизвестных авторов, его не устраивало: для получения хорошей отметки требовалось знать и доносить именно его личное мнение на исторические события. К слову, «пятерки» получили некоторые девушки, которые не имели никакого системного понимания истории, но исправно конспектировали лекции и изложили ситуацию так, как записали в тетради со слов преподавателя. Я же со своим перфекционизмом и желанием объять необъятное получил то, что заслужил.
В дальнейшем ситуация повторялась: примерно так же я сдал философию и ряд математических дисциплин. А все потому, что поздно понял простое правило — выучить билет надо сначала на «троечку».
Впервые я услышал об этом принципе от умудренного опытом старшекурсника с биологического факультета. Он просто стоял и пил кофе, рассуждал о жизни. И вдруг говорит: “Выучить билет надо сначала на “троечку”, а уж потом, если останется время, то на «четыре» или «пять».
Дело в том, что у любого понятия есть весьма простая суть, которую можно объяснить на пальцах. Например: интеграл — это площадь, Зенон Элейский говорил о диалектике, а диалектика — это искусство спорить. Кстати, раз мы остановились на философии, то скажу: если составить таблицу с именами философов и их основных идей, то получится внушительный список на несколько страниц, то есть выучить философию на «троечку» - уже серьезная задача. То же самое можно сказать и о полном списке всех русских царей, который тоже окажется на пару печатных страниц. А, казалось бы, этот список должен знать каждый троечник, ведь элементарщина же!
Принцип «сначала на "троечку" применим и в работе. Скажем, вам поставили сложную задачу — написать приложение, просчитать логистику перевозок, оптимизировать производство. Порой смотришь на такую задачу и думаешь, как к ней подступиться. И перфекционист начнет изучать предмет задачи досконально, читать горы литературы, а когда подходит срок сдачи, то ему остается только осознать, что ничего сделано не было и нужно начинать работу заново. Практик же сначала разберется с сутью задачи, выполнит ее на базовом уровне, а уже потом начнет углубляться в детали. Скажем, вам поручено написать приложение для обмена сообщениями. Пусть для начала это будет два неказистых серых окошка для ввода текста и пересылки между двумя фиксированными узлами. Реализовав эту основу, можно двинуться дальше: «прикрутить» список контактов, добавить настройки, шифрование, цветовые схемы прочие украшательства.
Да что говорить: те, кто не соблюдает принцип «сначала на «троечку», страдают и в бытовых вопросах. Скажем, захотели вы освоить летнюю рыбалку. Прочли горы литературы, купили спиннинг, фидер, донку и все от лучших брендов, с самыми высокими потребительскими характеристиками и согласно отзывам. А потом вдруг оказалось, что рыбалка — это не ваше занятие, а деньги и время оказались потрачены впустую. Не проще ли взять обыкновенный вишневый прут, элементарную дешевую леску, грузило и поплавок и попробовать поймать какого-нибудь карасика на соседней речке? А вот если рыбалка понравится, то развиваться и совершенствоваться дальше.
Так почему же люди углубляются в перфекционизм, который мешает жить? На мой взгляд, виной могут быть преподаватели. Многие, например, начинают урок так: “Вот знаете, ребята, геометрия — это такая сложная наука, дается она не всем, но вы старайтесь”. Такой посыл сразу дает установку на неудачу. Еще многие преподаватели любят козырять непонятными терминами, ведь это придает значимость, важность, серьезность. Например, многие слышали, что есть гештальтпсихология, но не все знают, что такое гештальт. Я уверен: чем лучше преподаватель владеет темой повествования, тем проще он может о ней рассказать!
Второй момент — это высмеивание тех, кто якобы делает работу некачественно. Помните мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» с фразой главного героя Вовочки «И так сойдет!»?
Его образ стал собирательным для всех недобросовестно относящихся к своей работе. Отсюда и общественная установка: дескать, если делать, то качественно, с учетом всего и вся. Но, как было показано, такая позиция часто приводит к краху, неудачам, разочарованию. Прежде, чем приступить к задаче, нужно разобраться с ее сутью, выполнить ее в самом простейшем варианте. И уж только потом постараться довести ее до ума. Не нужно стесняться быть не перфекционистом, куда хуже сидеть и ничего не делать, потому что это якобы сложно!