События в Косово легко выходят из-под контроля, пишет ведущая сербская газета "Политика". Вучич и Курти думают, что держат рычаги управления в своих руках и смогут договориться. Но это вряд ли произойдет. Они оба несут ответственность как за уже сложившуюся ситуацию, так и за будущие инциденты.
Год, в котором Запад ожидает положительного завершения диалога Белграда и Приштины, начался с одного инцидента, который показывает, насколько запальчивая политическая риторика может мотивировать бешеных националистов, и с одного протеста, который свидетельствует, что часть косовских сербов отказываются слушаться Белград.
Албанец, который, как было доказано, служит в косовских силах безопасности, из автомобиля на ходу выстрелил в 11-летнего сербского мальчика и его двоюродного брата, который на десять лет старше. Это произошло на дороге у села Готовушка под Штрпце, когда они несли "бадняк". Оба оказались в больнице в Грачанице.
Их ранения не опасны для жизни, но это серьезный удар по сосуществованию албанцев и сербов.
Сбываются прогнозы о том, что активный обмен обвинениями между политиками Белграда и Приштины легко воодушевляет фанатичных экстремистов, и что любой инцидент потенциально может перерасти в опаснейший конфликт. Иначе зачем албанцу, опознанному как Азем Куртай, открывать огонь по мальчику и парню, которые в Сочельник шли домой, чтобы отпраздновать самый радостный православный праздник?
После инцидента местные анклавы сербской национальности немедленно блокировали дорогу между Штрпце и Урошевацом. Приштина отправила большой отряд в Готовушу, и переговоры об устранении баррикад продолжались до поздней ночи.
Заработал давно продуманный сценарий: любой инцидент максимально использовать "для нашего дела". "Кровавое Рождество для сербов в Косово и Метохии", — писали белградские СМИ, которые, несмотря на журналистский кодекс, сообщили, что мальчика зовут Стефан. Приштинские СМИ открыли второй фронт, утверждая, что Куртая, который был арестован в тот же день, спровоцировали.
Выстрелы под Штрпце ставятся в широкий контекст положения сербов в Косово, безопасности которых угрожают подстрекательские заявления Курти. Косовский премьер мог поздравить верующих с Рождеством на сербском, но он своими словами подстрекает экстремизм.
Сербы ощущают себя гражданами второго сорта. Недоверие огромно, и вряд ли его снизит то, что косовская полиция немедленно арестовала нападавшего на 30 дней, а прокурор обвиняет его в покушении на убийство.
Через два дня в Штрпце из-за события в Сочельник была организована большая демонстрация. "Српска листа", филиал правящей Сербской прогрессивной партии на севере Косово, еще раз попыталась воспользоваться шансом на спонтанный протест обоснованно обеспокоенных сербов. Руководство партии преподносило себя как единственного борца за сохранение сербов в местах их многовекового проживания.
"Курти, ребенка мы тебе не простим", — гласил транспарант, а представители партии повторяли, что цель "диктаторского террора" Приштины заключается в запугивании и изгнании сербов из Косово и Метохии. Был слышен и другой голос: директор школы, в которую ходит мальчик Стефан, примирительно заявил, что верит в совместную жизнь с албанцами.
И это не единственное противоречие, которое открывает, что у сербов в Косово может быть свое видение решения проблем с албанцами, и что они отказываются жить в страхе, который им прививают Курти и партия "Српска листа".
Сербы Косовской Митровицы организовали очень редкую демонстрацию протеста против "Издевательств Курти", недопустимой пассивности "Сил для Косово" и "измены" президента Сербии. "Вучич, Косово и Метохия тебе не верят! Ты нас предал! Нам не нужно твое Сообщество сербских общин! Ты нас продал!" — вот такие лозунги скандировали протестующие. Они обратились к официальному Белграду с просьбой, "чтобы он прислушался к людям, кто тут живет и боится, и кого шантажируют".
Все началось накануне Нового года, когда на встрече с Вучичем в Рашке представители косовских сербов отказались убрать баррикады на дорогах, возведенные из-за вторжения специальных сил Косово на север вопреки международным договорам.
Запад требовал от обеих сторон снизить градус напряженности. Пусть специальные силы Курти отступят, а сербы по прошествии 20 дней демонтируют баррикады и вернутся в косовские институты. Сербы требовали, чтобы Курти наконец начал выполнять взятое ровно десять лет назад обязательство, следующее из Брюссельского договора, о создании Сообщества сербских общин. В последние недели Вучич получил однозначную поддержку Запада в этом вопросе, но президент Сербии остался один со своим мнением о том, что сначала нужно убрать с дорог на севере Косово грузовики и строительную технику, а уже потом будет видно, что может сделать дипломатия.
Два подожженных грузовика ясно свидетельствовали о растущем недовольстве Вучичем, который спас себя от давления Запада, а сербам на севере ничем конкретно не помог.
Члены партии "Српска листа" могут заявить, что за "циркачами" в Косовской Митровице стоят оппозиционные лидеры. Прорежимные СМИ могут проигнорировать демонстрацию в Косовской Митровице, которая нарушает командное единство сербов, выстроенных, чтобы взывать к Вучичу и "Српска листа", но кое-что уже прояснилось.
Сербы в Косово, особенно на севере, не так гомогенны, как нам преподносили до сих пор. 98 процентов, с которыми партия "Српска листа" победила на последних выборах, наводит на мысли о серьезных фальсификациях. Косовские сербы все менее готовы бездумно слушаться директив из Белграда, где должны внимательнее прислушиваться к тем, о чьей судьбе там так радеют.
События легко выходят из-под контроля, хотя Вучич и Курти думают, что держат рычаги управления в своих руках, и уверены, что их продолжительная дуэль разворачивается в безопасных условиях брюссельской дипломатической лаборатории.
Курти не нажимал курок, но "дистанционно" управлял рукой, которая стреляла под Штрпце. Он провоцировал, отправляя отряды косовской полиции на север Косово. Вучич не сидел за рулем грузовиков, которыми перекрыли дороги, но не сделал ничего, чтобы их остановить. Он отдал приказ о приведении армии Сербии в состояние высшей боевой готовности.
И один, и другой будут это отрицать, но оба несут ответственность и за те инциденты, которые еще впереди. Вряд ли стоит ожидать, что эти двое сумеют о чем-то договориться. Европейцы и американцы недооценивают силу охотников за злыми балканскими духами.
© Перевод с сербского Александра Жабского.