Я продолжаю предоставлять слово современным исследователям, которым есть что сказать о нынешней литературе. Давайте узнаем, что думает о возможностях патриотики в словесности культуролог Георгий Цеплаков:
- Хороший лирический поэт производит какие-то тексты, а потом ему говорят: “Напиши жанровое стихотворение”. Но благодаря 90-м годам с распространением верлибра, свободных форм далеко не все поэты могут “снизойти” до людей, которые не до конца умеют подниматься к высотам поэзии. Ты просишь написать детское, мобилизационное или просто с сюжетом, где была бы воспитательная цель, возникает проблема. Если поэт настроен на жанровое творчество, ему сложно воспарять. И наоборот.
Считается, что возможен патриотический жанр. А патриотизм как жанр вообще невозможен. Потому что это все равно что сделать любовь жанром. Вот висит картинка с березками - это то, что нужно любить. Но ведь пока ты не придешь в березовую рощу, тебе не понятно, за что ее любить. Может помочь опыт массовой культуры и брендинга.
Как бренд патриотизм тоже невозможен. Это фон, а не знак. Существует пять составляющих превращения патриотизма в бренд. Это пять точек пересечения официальной культуры и неофициальной. Формальной, где присутствует власть, и неформальной.
- Это армия. Если у нас позитивный образ армии, ее можно брендировать.
- Крепкая семья.
- Работа. Кто-нибудь может сказать, что в России есть положительный образ работы? Говоришь “завод”, сразу возникают какие-то ужасы. Говоришь “торговое предприятие”, сразу какие-то иностранные понятия: менеджмент, матрица БКГ. Образ работы опущен ниже плинтуса. Кто нам мешает создавать положительный образ работодателя? Помните советские производственные картины?
- Единая и неделимая история. Когда, находясь в путинской России, мы не ругаем 90-е, а пытаемся объяснить их, понять, найти что-то хорошее. И так далее вглубь истории: от брежневского времени до Киевской Руси.
- Единство религии, территории и народов.
Также вас может заинтересовать: Поэт Виктор Куллэ: “Стихотворение должно менять человека"