Порфирио Диас был мексиканским диктатором несколько десятилетий. При нём страна пережила экономический бум. После падения режима началась долгая революция.
«Бедная Мексика. Так далеко от Бога и так близко к Соединённым Штатам», — вероятно, это самая известная цитата мексиканского генерала и политика, правившего страной на протяжении более чем 30 лет. Годы его президентства, с одной стороны, связаны с бурным экономическим ростом Мексики, а с другой, — c нерешёнными проблемами и напряжением, которые в 1910 году вылились в революцию.
Неудавшийся священник
После завоевания независимости от испанской короны в 1820-е годы Мексика долгое время не могла достичь политической стабильности. За доминирующее положение боролись консерваторы и либералы, причём обе стороны представляли интересы в основном крупных землевладельцев. Правительства сменяли друг друга, пока в 1834 году в стране не установился диктаторский режим генерала Антонио де Санта-Анны. Но и приход сильной руки не стабилизировал ситуацию — многие штаты, недовольные его политикой, восставали. В стране шла перманентная гражданская война. Слабость государства стала одной из причин поражения Мексики в войне за Техас против Соединённых Штатов в 1848 году.
Американо-мексиканская война. (commons.wikimedia.org)
Именно в это время начинается история молодого человека, с именем которого будет связана целая эпоха в истории Мексики. Порфирио Диас, чей отец был кузнецом и владел таверной в городе Охака, родившийся в 1830 году, был метисом — мать будущего генерала происходила из индейского племени мистеков. Отец Диаса умер, когда ребёнку было всего три года.
Семья поддерживала мальчика и отправила его учиться сначала в школу, а затем в духовную семинарию. Выбора для карьеры в те годы у мексиканцев было не очень много — военное дело и духовное выглядели наиболее перспективными.
Однако в 1846 году планы Порфирио серьёзно изменились. На фоне патриотического подъёма, связанного с началом войны с Соединёнными Штатами, юноша вместе с другими семинаристами записался в охакскую милицию, надеясь вскоре попасть на фронт. Мечте не суждено было сбыться. Вместо этого Диас ремонтировал оружие, однако он окончательно решил для себя, что карьера священника точно не для него. Он хотел быть военным, однако после войны, несмотря на возражения семьи, поступил в либеральный Институт науки и искусств Охаки, где начал изучать право. Одним из его преподавателей стал Бенито Хуарес — будущий президент страны и «мексиканский Джордж Вашингтон», как называли его за проведённые реформы.
Бенито Хуарес. (commons.wikimedia.org)
Диас учился без особого интереса. Зато занятия физической культурой давались ему с лёгкостью. Вместе с этим он участвовал в собраниях либеральных политических кружков, на которых обсуждалось будущее страны после изгнания Санта-Анны в 1848 году. Однако бывший диктатор уже спустя 5 лет вернулся в Мексику в результате государственного переворота, и тут же отдал Соединённым Штатам территории будущих Аризоны и Нью-Мексико. Этот шаг стал национальным позором, и либеральные силы подняли мятеж против диктатора. Для Порфирио Диаса настал звёздный час.
Герой войны
Сдав адвокатский экзамен, Диас открыто выступил против Санта-Анны и начал формировать лояльные ему отряды в родном штате. Уже в 1856 году он стал капитаном революционной армии и руководил силами повстанцев у перешейка Теуантепек. Порфирио отличался личной храбростью и достиг немалых успехов в борьбе с правительственными войсками. Восстание закончилось победой либералов в 1860 году. Диас был повышен до полковника, а Бенито Хуарес, президент страны, так говорил о своём бывшем студенте: «Диас — это самый выдающийся человек Охаки».
Антонио де Санта-Анна. (commons.wikimedia.org)
Однако довольно скоро Мексика столкнулась с новыми испытаниями. На смену внутреннему врагу пришёл внешний. Европейская интервенция, идеологом которой выступил французский император Наполеон III, началась из-за прекращения Мексикой выплат по иностранным долгам. Однако на деле она преследовала цель восстановить влияние консерваторов в стране. Умения Диаса вновь оказались востребованы. Уже генерал, он в 1862 году принял участие в сражении при Пуэбле, которое закончилось победой мексиканской армии.
После этого Диас был назначен командующим мексиканскими войсками на юге страны, где те вели тяжёлые бои с французами, по сути отрезанные от остальных сил. Интервенты предлагали Порфирио перейти на их сторону и присягнуть императору Максимилиану Габсбургу, но генерал открыто заявлял о своей лояльности республиканскому правительству. В 1865 году Диас после одной из стычек попал в плен, однако смог сбежать. Этот поступок сделал генерала одним из самых популярных людей в Мексике, а успешные партизанские действия против интервентов лишь подтвердили этот статус.
Французские экспедиционные войска в Мексике. (commons.wikimedia.org)
В 1867 году именно войска Диаса смогли войти в Мехико, поставив точку в войне с французскими интервентами. После победы генерал ушёл в отставку и начал политическую карьеру. По всей видимости, уже в годы войны у него появились политические амбиции, а популярность фигуры генерала среди простого народа лишь подогревала желание стать главой государства.
Порфирио Диас. 1861 год. (commons.wikimedia.org)
Диас-оппозиционер
В 1871 году Диас открыто выступил против Бенито Хуареса, выдвинувшего свою кандидатуру на новый президентский срок. Либеральное движение раскололось. На выборах ни один из кандидатов не получил необходимого большинства. Решение оставалось за Конгрессом, который отдал победу Хуаресу. В ответ на это Диас, опираясь на лояльные ему армейские части, поднял мятеж. В дни восстания Хуарес заявлял: «Пожертвовать порядком и свободно принятыми законами ради иллюзорных планов одного человека, пусть даже и усыпанного заслугами, означает ввергнуть всех нас в пучину анархии». Выступление Диаса было подавлено в 1872 году.
Порфирио Диас. (commons.wikimedia.org)
Спустя несколько месяцев Бенито Хуарес скончался. Диас воспользовался объявленной в связи с этим амнистией и вновь ушёл на пенсию, обосновавшись в штате Веракрус. Однако он не оставлял планов реализовать свои политические амбиции. На сей раз Диас не спешил. В 1874 году он стал сенатором и наблюдал за тем, как преемник Хуареса, Себастьян Лердо, настраивает против себя консерваторов и клириков. Почувствовав, что настаёт момент для новой попытки взять власть в свои руки, Диас в 1875 году уехал в США и собрал вокруг себя лояльных генералов. Лердо, опасаясь амбиций Диаса, предложил ему дипломатическую должность в Европе, но было уже слишком поздно.
В 1876 году Диас организовал в стране очередное восстание, которое закончилось победой. В следующем году состоялись внеочередные выборы, на которых Порфирио без труда смог получить большинство и занять президентское кресло. Первой инициативой нового главы государства стало принятие поправки, согласно которой один человек не мог занимать должность президента более двух сроков подряд. Как покажет история, это ограничение Диас смог без проблем обойти.
Порфирио Диас. (commons.wikimedia.org)
Эпоха порфириата
Стабильность нового режима во многом зависела от позиции США. Сначала Вашингтон не признал нового президента, в связи с чем над Диасом нависла серьёзная угроза. Поводом для напряжения отношений стала ситуация на границе, где американцы столкнулись с серьёзной активностью мексиканских контрабандистов и миграциями индейцев, атаковавших форты Соединённых Штатов. Диас понимал, что за своё признание придётся заплатить — так и произошло. В 1878 году Мехико и Вашингтон заключили соглашение, по которому Мексика выплатила своему северному соседу компенсацию в ответ на претензия. С этого момента Диас уделял отношениям с Соединёнными Штатами повышенное внимание — для обеспечения собственной политической безопасности он сделал многое, чтобы создать благоприятные условия американским предпринимателям, вкладывавшим средства в мексиканскую экономику.
В этом отношении Диас во многом продолжил политику предшественников — разве что Хуарес не вёл экономические дела с северными соседями. Президент делал всё возможное для привлечения иностранного капитала в страну, это спровоцировало экономический бум. Пока иностранцы строили добывающие предприятия и железные дороги, местные латифундисты расширяли сельскохозяйственные плантации, чья продукция (прежде всего, сахар и хенекен) шла на экспорт. Диас опирался на крупных землевладельцев и в политическом отношении, видя в них опору своего режима. Одновременно с этим диктатор свернул антиклерикальные законы, принимавшиеся его предшественниками, что позволило Диасу завоевать лояльность католических священников.
Порфирио поддерживал хорошие отношения и с лидерами индейского населения, касиками. Рационализм позволил диктатору обеспечить прочность своего положения (сам он называл свои действия политикой «хлеба и палки»), а безопасность режима, помимо прочего, обеспечивали сотни «руралес» — бойцов сельской жандармерии.
Рынок в Мехико эпохи порфириата. (commons.wikimedia.org)
За время так называемого порфириата Диас не занимал президентское кресло лишь 4 года, с 1880-го по 1884-й, когда ему пришлось покидать пост из-за им же самим введённых ограничений. В эти годы главой государства был сподвижник Диаса ещё со времён борьбы с французами Мануэль Гонсалес. Сам диктатор временно стал губернатором родного штата Охака.
Слабыми местами режима Порфирио Диаса были повальная коррупция и нищета в сельской местности. Низкий уровень грамотности и огромная детская смертность оставались причинами недовольства. Однако любое проявление непокорности быстро подавлялось. Благополучный фасад Мексиканской республики скрывал глубокие социальные и экономические противоречия, которым был нужен лишь более-менее серьёзный кризис, чтобы прорваться наружу.
Порфирио Диас. 1910 год. (commons.wikimedia.org)
Падение и эмиграция
Тесные экономические связи с США сыграли с Мексикой злую шутку. Банковская паника 1907 года, поставившая на грань выживания многие кредитные организации, сильно ударила по экономике латиноамериканской страны. Вместе с этим, в 1909 году на Мексику обрушился мощный неурожай. К этому времени в стране уже существовали либеральные хунты, периодически сталкивавшиеся с правительственными войсками, однако им не хватало народной поддержки, которая добавилась в конце 1900-х годов.
В 1910 году 80-летний Диас вновь баллотировался на должность президента и выиграл выборы. Однако на этот раз у либеральной оппозиции были силы и возможности открыто выступить против диктатора. Соперник Диаса на выборах, Франсиско Мадеро, обвинил победившего кандидата в фальсификации и призвал мексиканское население выйти на улицы для борьбы с режимом, объявив о пересмотре аграрной политики и пообещал бедных крестьян наделить землёй и вернуть наделы тем, у кого они были отняты богатыми землевладельцами.
Призывы возымели действие. Восстания начались в штатах Чиуауа и Морелос, где впоследствии на первые роли вышли знаменитые революционеры Панчо Вилья и Эмилиано Сапата. В апреле 1911 года, понимая, что ситуация выходит из-под контроля, Диас выступил в Конгрессе и пообещал провести аграрную реформу, однако оппозиционеры были настроены решительно и не собирались идти уступки. В течение последующих двух месяцев повстанцы заняли несколько крупных городов, армия не оказывала почти никакого сопротивления. Диас ушёл в отставку и эмигрировал в Испанию, а потом перебрался во Францию, где скончался в 1915 году.
В современной Мексике имя Диаса фактически предано забвению, а останки диктатора, несмотря на попытки потомков, так и не разрешили перевезти из Парижа на родину.