В нынешнее время, когда ведущие мировые бренды покинули российский авторынок, а бремя санкций сильно давит как на Россию, так и на Иран, обе страны ищут объединения в автомобильной сфере. При этом, следует учитывать, что крупнейшая иранская компания IKCO за последние десять лет неоднократно пыталась обосноваться на рынке РФ, но каждый раз – неудачно. Об этом «Московской газете» рассказал доктор экономических наук, профессор департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Богачёв
Ранее стало известно, что Исламская Республика Иран не исключает создания совместного с Россией предприятия по производству автомобилей, но произойдет это или нет, зависит от спроса на иранские авто на российском рынке. Об этом сообщил РИА «Новости» официальный представитель Министерства промышленности, рудников и торговли Ирана Омид Галибаф.
Чиновник также отметил, что пока иранские автомобили в РФ массово не поставлялись, а если поставки начнутся, то машины будут экспортироваться либо в готовом сборном виде, либо в разобранном (в виде комплектующих) для последующей сборки уже на заводах в России.
Каковы перспективы иранских авто на российском рынке, смогут ли они составить конкуренцию китайским и отечественным машинам?
«Иранская компания IKCO за последние 10 лет несколько раз предпринимала попытки зайти на рынок РФ, но каждый раз – неудачно. В нынешней геополитической ситуации есть все предпосылки для возвращения иранской марки на российский рынок. Возможно, первым будет седан Таrа. Ведь у себя на родине такая машина стоит порядка 6000-8000 $. По нынешнему курсу это около 500 000 руб. Если вести правильную ценовую политику, то автомобиль найдет спрос на российском рынке. Правда, потенциальным покупателям придется довольствоваться древней конструкцией машины – она построена на основе Peugeot 405, разработанного еще в середине 80-х. Кроме лицензионных Peugeot, иранцы освоили и сборку китайских кроссоверов Haima – S5 и S7, а также старенького хетчбэка Dongfeng H30 Cross, который продавался и в России. В исламской республике есть еще одна автомобильная компания – SAIPA. Она считается по-настоящему народной маркой в Иране и выпускает доступные даже по местным меркам автомобили. Такую репутацию, например, заработала малолитражка SAIPA Pride, которая массово продавалась в Иране последние четверть века. Сегодня, когда европейские и американские компании ушли с рынка РФ, Иран ищет пути объединения с Россией в автомобильной сфере. Такое партнерство подразумевает обмен технологиями, расширение рынков сбыта, а также двусторонние инвестиции. Первым совместным проектом может стать автомобиль Logan-90, в рамках которого будет осуществляться сборка модернизированного Renault Logan первого поколения, который выпускался в Иране с 2007 по 2019 годы. В продажу модель может поступить под маркой Saipa. Выпуск автомобиля будет происходить с учетом импортозамещения. Причем оснащаться машина будет ВАЗовскими моторами объемом 1,6 и 1,8 литра, но коробку передач получит иранскую – 5-ступенчатую МКП Saipa 5F18. Кроме того, иранские компании готовы экспортировать запчасти, комплектующие и расходники для автомобилей в Россию. 2023 год, очевидно, станет годом содружества ирано-российского автопрома», — сказал «Московской газете» Сергей Богачёв.
Иранские автопроизводители полны оптимизма. Но говорить о совместном производстве пока преждевременно.
«На днях стало известно, что иранская марка Iran Khodro (IKCO) все-таки приедет в Россию. В производственные планы компании записали 2 тысячи экспортных машин, которые до конца 2023 года должны разъехаться по новым салонам. Проверить интерес российского покупателя решили с помощью моделей Tara и Dena. Оба седана — потенциальные конкуренты бестселлеру LADA Granta, ставшему самым продаваемым новым автомобилем 2022 года. Чтобы его побороть, надо стоить не сильно дороже 1 млн руб., а по оснащению быть лучше. С китайскими машинами все иначе. Дешевых седанов из Поднебесной в РФ нет давным-давно, а все самое бюджетное начинается от 2 млн руб., потому что продаются преимущественно кроссоверы. Получается, иранцы могут конкурировать с китайскими марками только по цене среди очень экономных покупателей. Но если нужен кроссовер, то только Китай или Россия. О совместном производстве пока говорить рано. IKCO надо зарекомендовать себя. Без стабильного спроса мало смысла вкладываться в завод. Локализация производства, даже на отверточном уровне, могла бы держать привлекательные цены, но и без этого у наших покупателей нет уверенности в иранских машинах. Первое знакомство с маркой в нулевых отложилось в памяти не у всех, да и конкуренты тогда были другие. Потенциал роста марки покажут первые продажи новой сети», — сообщили изданию в пресс-службе «Открытие Авто».
Для того, чтобы завоевать сердца не только российских автолюбителей, но и отечественных чиновников иранцам придется предложить привычный для наших граждан сервис и локализацию производства в стране, отмечают эксперты.
«Иранские автопроизводители увеличивают число новых моделей и поставляют свои автомобили в Белоруссию, Азербайджан, Грузию, в страны Африки и Азии, в том числе в Казахстан и Туркмению. Иран, находящийся в условиях экономических ограничений, ищет пути сближения и с Россией. Перспективы пока не очевидны, нужно внимательно тестировать иранские автомобили. Если их цена будет привлекательней, чем у конкурентов, иранские седаны массового сегмента могут занять свою нишу на российском рынке, особенно как авто для корпоративных парков. Однако для этого нужна локализация производства или сборки комплектующих в РФ – производственные площади для этого имеются. При выходе на российский рынок автозаводы из Ирана должны учитывать и процесс сервиса автомобиля. Клиентам важно обладать информацией о гарантийном обслуживании авто, страховании и кредитных программах», — сказали «Московской газете» в пресс-службе ГК «АВТОДОМ».