Найти тему
Мел

Полгода до школы: как проверить, готов ли ребенок к первому классу

Готовность к школе — это не только и не столько умение читать, писать и считать. К первому классу у ребенка должен быть сформирован ряд навыков, без освоения которых ему будет тяжело учиться. Наш блогер, учитель-логопед Ирина Ширяева, предлагает аккуратно протестировать будущего первоклашку и понаблюдать, как он справляется с простыми упражнениями.

Родители обычно ужасно переживают о том, готов ли ребенок к школе, водят его на курсы подготовки, активно скупают прописи и книги для первого чтения. Мне же хочется остановиться на способностях ребенка работать с последовательностью, рядами. Почему этот навык так важен? А давайте проведем маленький тест и разберемся.

  • Для начала попросите будущего первоклашку назвать или повторить за вами по порядку дни недели, времена года, времена суток и посчитать их по порядку: первый, второй, третий. Если ребенок все назвал, пусть и с маленькими подсказками с вашей стороны, значит, у него хорошая способность к автоматизации процессов чтения и письма!
  • Идем дальше: выложите в ряд любые разноцветные фишки, штук 20 и даже больше, цвета могут повторяться. Попросите ребенка называть по порядку все цвета и оттенки. Обратите внимание, с какой стороны ребенок начал описывать предметы. Не пропускает ли фишки? Это упражнение поможет понять, может ли ребенок удерживать глазами строку при чтении и письме.
  • Разложите также в ряд самые разные геометрические фигуры. А теперь спросите, например, какая фигура идет после треугольника, какая — перед овалом, что находится между кругом и ромбом, что расположено за квадратом. Вы сразу увидите, легко ли ваш ребенок ориентируется в пространстве, на плоскости, понимает ли предлоги. Навык письменной речи формируется на качественном полноценном восприятии пространственных соотношений звуков в слове, слов — в предложении, предложений — в тексте.
  • Напечатайте на листе ряд гласных букв и попросите обвести предпоследнюю букву в предложенном ряду, потом — последнюю, следующую после О, расположенную справа от И, слева от Э. В этом задании от ученика требуется понимать взаиморасположение букв в их последовательности. Мы как будто забегаем вперед в первый класс и моделируем навык звуко-буквенного разбора слова.

Прервемся на физкультминутку! Топните ногой, хлопните в ладоши, стукните ладонью по столу, щелкните пальцами, но только чтобы ребенок не смотрел, Попросите ребенка повторить этот звуковой ряд. Да, это тоже упражнение — оно помогает понять, как у ребенка развита слуховая память. Затем встаньте друг против друга и выучите ряд движений: присели, встали, руки в стороны, подпрыгнули, поклон, встали на мысочки. Дошкольник все легко запомнил и повторил? Значит, зрительная память также хорошо работает, а ребенок умеет быстро переключаться. Можно возвращаться за парту.

  • Положите 4-6 картинок с изображениями предметов — можно взять детское лото, например. Попросите ребенка запомнить последовательность картинок, перемешайте карточки, а потом попросите восстановить их последовательность. Так вы проверите зрительную память и внимание.
  • Теперь поработаем со звуками. Произнесите с веселой задорной интонацией ряд простых слогов: ма-ба-ла-да-ва-за-ка. Пусть ребенок повторит. А потом произносите медленно и чётко серию из трёх похожих слогов: та-тя-да, ча-ща-ша, ля-ля-ла. Правильное и полное восприятие речевых звуков — необходимое условие для овладения письменной речью!

В конце предложите выполнить графическое задание. Придумайте вместе с ребёнком простые подсказки для символических значков: две палочки =, палочка наклонилась /, крышка ^, снежинка *, решетка #.

Нарисуйте простым карандашом ряд: ^ = # / * ^ =. Спросите, что надо рисовать дальше. Понаблюдайте, как ребенок держит карандаш, насколько качественно копирует знаки, как устанавливает закономерность и удерживает свое внимание на этой деятельности.

Этот тест займет максимум полчаса, а польза от него невероятная: вы сможете оценить сразу несколько важных навыков, которые пригодятся ребенку в первому классу, показать будущему школьнику, что учиться может быть весело, да и просто качественно проведете время с ребенком. После занятия можете спросить, какие задание ему понравилось, а что вызвало затруднение. Через некоторое время этот тест можно повторить и понаблюдать, есть ли прогресс в навыках.

Фото: OKSANA FERKHOVA / shutterstock / fotodom

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.