«Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером».
Забавный факт. Но это чистая правда. Когда ты молодой специалист, даже слишком молодой, именно так всё и происходит.
Если ты ответственный педагог и хочешь, чтобы учебный процесс прошел на высоком уровне, то все вечера уходят на подготовку к следующему рабочему дню. И никакой личной жизни от слова совсем.
В самом начале своей работы в школе я каждый день писала конспекты. Читала материалы следующего дня, делала подробный ход урока по основным предметам, прописывая все предполагаемые реплики свои и учеников, вникала в то, как объяснить материал понятными словами.
На самом деле, ко всем учебникам существуют поурочные разработки. Это такие книжки, в которых прописаны все темы на целый год и задания на каждый урок. Всё по государственному стандарту. Но мне их не хватало, они казались и кажутся мне скучными. Я не всегда ими пользовалась, зачастую искала материалы на просторах интернета (их там бесчисленное множество, готовые конспекты к урокам, интересные задания и наглядные материалы).
Когда общалась с другими молодыми коллегами, некоторые делали также как я, а кто-то опирался только на поурочные разработки.
Я долго думала: как же так безответственно можно подходить к своей работе, ушёл после уроков и всё оставил до следующего дня. Но буквально через пару месяцев, когда я уже привыкла к обстановке, поняла ход занятий и осмелела, вся долгая подготовка сошла практически на нет. Это абсолютно не означало, что мои уроки стали проходить хуже. Просто я могла накидать пару фраз и мне этого хватало. Научилась импровизировать! Потрясающий навык. И именно в этот момент я как бы выдохнула, моя жизнь снова начала играть яркими красками и моё личное свободное время больше не тратилось ТОЛЬКО на работу.
Да, я не прописывала подробно информацию, но тем не менее быстро изучала материалы следующего дня и находила какие-то интересные факты, которые и сама не знала. А на следующий день преподносила их детям будто бы всю жизнь была с ними знакома. А как ещё? Ученик должен усваивать знания в полном объёме и если твоих знаний не хватает, то он в этом не виноват и не должен их недополучать. Приходилось каждый день расширять свой кругозор.
Спустя полтора года, ко мне пришло осознание, что такая простейшая подготовка хоть и облегчает жизнь учителю, но она далеко неправильная. Пообщавшись с более опытными коллегами и набрав опыта, я снова начала составлять каждодневные конспекты, при чём не только по основным и сложным предметам, таким как русский язык и математика, но и по более простым. Простыми я считаю все остальные занятия, которые я проводила: чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка.
Правда, есть ещё одна причина, заставившая меня так тщательно готовиться. Вообще, в школах должен осуществляться контроль за педагогами, тем более молодыми, проверка их конспектов к урокам и компетенции. В школе, где я работала учителем, никто и никогда этого не делал, но при смене руководства было обещано, что всё будет выполняться в должном объёме.
Как Вы думаете, начальство сдержало обещание? Естественно, нет. Но моя привычка сослужила мне хорошую службу, я стала чувствовать себя невероятно уверенно на каждом своём уроке и не боялась никаких проверок.
А как проходит Ваша подготовка к урокам?