В последнее время все больше людей начинают заботиться о своем психологическом благополучии. Так, в 2022 году спрос на психотерапевтов вырос более чем на 60%. Найти своего специалиста сегодня стало гораздо проще — для этого есть цифровые сервисы и платформы по подбору психологов. Мы поговорили с резидентами Фонда «Сколково» — компаниями Alter и Zigmund.Online — о том, как меняются запросы россиян к психотерапии, как устроен подбор психологов и как технологии помогают поддерживать психологическое здоровье.
С какими запросами россияне чаще всего обращались к психологам в 2022 году
По данным платформы Alter, в прошлом году рейтинг популярных запросов к психологам выглядел следующим образом:
● принятие решений и мотивация — 28% всех запросов;
● самооценка и уверенность в себе — 19%;
● семейные и партнерские отношения — 15%;
● сильные эмоции, с которыми сложно справиться, — 14%.
В 2022 году соотношение запросов заметно изменилось. «На первое место вышли семейные и партнерские отношения — каждый четвертый клиент приходит с таким запросом. На втором месте — сильные эмоции (19% запросов). Примерно столько же запросов касаются принятия решений и мотивации. На четвертом месте — вопросы самооценки и уверенности в себе. Почти на 40% возросло количество запросов, связанных с конфликтами, ссорами и сложностями в коммуникации», — рассказывает Рамиль Альшин, CEO платформы Alter.
Также «популярны» в 2022 году темы тревоги, стресса и панических атак — к таким выводам пришли специалисты платформы Zigmund.Online. Весной на 10% увеличилась доля запросов о сложных и не всегда понятных эмоциях и неконтролируемой агрессии. «Каждого пятого клиента весной беспокоили вопросы, связанные с тревогой и страхами. На фоне повышенного стресса на 10% чаще стали обращаться с паническими атаками и на 8% — с темой физического здоровья и самочувствия», — отмечает Даниил Чаус, основатель платформы Zigmund.Online. Запросы о личном развитии, выгорании и поиске себя, наоборот, несколько сдали позиции в сравнении с предыдущим периодом — их доля сократилась на 9%. «Это говорит о том, что люди стали сильнее держаться за текущую работу на фоне тревожных новостей о кризисе и возможных сокращениях», — поясняет Даниил Чаус.
Как отбирают психологов на платформах
Один из самых частых вопросов, которые задают клиенты: как правильно выбрать специалиста? Человек, который первый раз обращается к психологу, не всегда может сформулировать, какую проблему он хочет проработать, не знает, какое психологическое направление ему подойдет и, наконец, как проверить квалификацию специалиста. Платформенные решения помогают отобрать квалифицированных психологов и психотерапевтов и «смэтчить» их с клиентами.
Даниил Чаус, образовательная платформа Zigmund.Online:
«Прежде всего мы сканируем анкеты специалистов по формальным критериям: высшее психологическое, а также дополнительное психотерапевтическое образование, минимум трехлетний опыт практической работы, прохождение супервизий, личной терапии. Если кандидат прошел первичный скрининг, он направляется на интервью с экспертами сервиса, решает практические кейсы и проходит тест на этику, разработанный совместно с Коллегией по этике в психологии и психотерапии. Отказать в работе можем, например, если психолог проецирует свои травмы на клиента, транслирует в терапии личные убеждения на ситуации клиента или грубит. Успешно пройдя все этапы, специалисты попадают на платформу.
После того как психолог попадает в сервис, мы собираем фидбэк по его работе, анализируем его успехи. Мы организуем активности для развития наших психологов: образовательные семинары, интервизии, супервизии, обмен опытом, а также занимаемся профилактикой выгорания через группы поддержки и индивидуальную работу с кураторами».
Рамиль Альшин, CEO платформы Alter:
«Все психологи Alter проходят строгий отбор по методике, разработанной на базе лаборатории Психологического института РАО. Мы учитываем факторы, которые, согласно научным данным, влияют на эффективность работы психолога. В нашу базу попадают только 13% специалистов.
Проверка проходит в три этапа. Вначале психолог предоставляет документы, подтверждающие его квалификацию: профильное высшее образование или диплом о переподготовке по психологии на базе другого высшего, дополнительное обучение психотерапии — от 500 часов, а также прохождение личной терапии — не менее года и супервизии — от 50 часов. Затем кандидат проходит тест на проверку базовых профессиональных знаний и следование этическим принципам и интервью, в ходе которого мы более глубоко проверяем его компетенцию на примере кейсов.
Пользователь заполняет на сайте анкету, в которой указывает, с чем хочет работать. На основе ответов мы проясняем запрос. Алгоритм поиска ранжирует всех психологов в базе относительно запроса клиента и подбирает наиболее подходящих — тех, кто специализируется на данных темах и владеет эффективными методами психотерапии для работы с подобной проблемой, по данным исследований. Далее клиент изучает профили психологов из выдачи и выбирает того, кто ему ближе. После сессии мы предлагаем клиенту заполнить анкету обратной связи. Это помогает нам работать с качеством терапии, а клиенту — отслеживать свой прогресс».
Что под капотом: технологии для психологов и их клиентов
Психологические сервисы активно используют современные технологии. Так, алгоритм подбора психологов на платформе Alter разработан на базе библиотеки React JS и Python. Что касается сервиса Zigmund.Online, то компания делает ПО, которое упрощает процесс психотерапии.
«Под капотом у нас микросервисная архитектура с несколькими десятками сервисов. Один из основных технологических блоков — это алгоритм подбора наиболее подходящего психолога, который в перманентном режиме уточняется и усложняется. Уже построен фундамент для его эволюции в ML-систему с предсказанием вероятности для конкретного клиента дойти до желаемого результата в психотерапии с конкретным психологом. Мы упрощаем и делаем понятным весь путь в заботе о своем ментальном здоровье», — заключает Даниил Чаус.
Сейчас около 40 компаний — резидентов «Сколково» создают решения, которые связаны с психологической помощью и психотерапией, и общемировые тренды показывают, что спрос на работу с психологическим здоровьем и благополучием в ближайшем будущем будет только расти.