Найти тему
Русский мир.ru

Теория высокого полета

17 января (5 января по старому стилю) 1847 года родился Николай Егорович Жуковский. Ученый, математик, внесший огромный вклад в теорию создания летательных аппаратов, а также в безаварийную работу водопроводных сетей.

Николай появился на свет во Владимирской губернии, в деревне Орехово (ныне Собинский район Владимирской области) в семье военного инженера штабс-капитана Егора Ивановича Жуковского и Анны Николаевны Стечкиной. Дед Николая также был военным инженером, участником Отечественной войны 1812 года.

Николай Жуковский преподавал физику, математику, химию и механику
Николай Жуковский преподавал физику, математику, химию и механику

Юноша учился в Четвертой московской гимназии и мечтал стать железнодорожником. Строительство железных дорог было во второй половине XIX века на подъеме, профессия инженера-путейца была очень перспективной, но из-за недостатка финансов семья Жуковских не могла обеспечить обучение Николая в Петербургском институте путей сообщения. После окончания гимназии с серебряной медалью Николая был без экзаменов принят на физико-математический факультет Московского университета.

Аэродинамическая труба Московского университета, построенная в 1909 году
Аэродинамическая труба Московского университета, построенная в 1909 году

После окончания университета Жуковский преподавал физику во 2-й московской женской гимназии, а затем математику и механику в Московском высшем техническом училище (позднее это заведение стало известно как МВТУ). В 1876 году защитил магистерскую диссертацию "Кинематика жидкого тела" и был командирован в Берлин и Париж с научными целями. В 1882 году за исследование "О прочности движения" ему присуждена степень доктора прикладной математики. С 1885 года преподаватель Московского университета, затем — профессор кафедры прикладной математики. Одновременно возглавил кафедру механики МВТУ.

Изогнутый и симметричные профили крыльев, предложенные Н. Е. Жуковским. (Рисунок взят из первого издания известной книги Н. Е. Жуковского "Теоретические основы воздухоплавания".)
Изогнутый и симметричные профили крыльев, предложенные Н. Е. Жуковским. (Рисунок взят из первого издания известной книги Н. Е. Жуковского "Теоретические основы воздухоплавания".)

Научные работы Жуковского касались взаимодействия твердых тел с жидкостями и газами. Так, он впервые описал явление гидроудара, что помогло снизить число аварий в городском водопроводе. А вклад в развитие авиации можно оценить даже по названиям некоторых работ. Среди них "К теории летания" (1890), "О парении птиц" (1891), "О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов" (1897), "О крылатых пропеллеpax" (1898). Он впервые рассчитал возможность выполнения фигур высшего пилотажа, например, "мертвой петли", которую впоследствии выполнил летчик Петр Нестеров.

В 1902 году основал в Московском университете аэродинамическую лабораторию, где была создана одна из первых в мире аэродинамических труб. В 1904 году под его руководством и с участием группы учеников в поселке Кучино под Москвой создан первый в Европе аэродинамический институт. МВТУ в 1908 году организовал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А.А. Архангельский, В.П. Ветчинкин, Г.М. Мусинянц, Г.Х. Сабинин, Б.С. Стечкин, А.Н. Туполев, Б.Н. Юрьев.

Николай Жуковский (слева) в мастерской
Николай Жуковский (слева) в мастерской

С 1913 года преподавал на курсах офицеров-летчиков, а с началом Первой мировой войны — на курсах летчиков добровольцев. После Октябрьской революции принял активное участие в становлении советской науки и советской авиации. В декабре 1918 году по его инициативе был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), который он и возглавил. В 1919 году летные курсы при МВТУ реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 году создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота (позднее — Академия Воздушного флота), первым ректором которого стал Жуковский.

Николай Жуковский умер 17 марта 1921 года, похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве. Его именем названы город в Подмосковье, Военно-воздушная инженерная академия, кратер на обратной стороне Луны.