The New York Times назвала Грузию главным транзитным коридором для обхода европейских санкций со стороны России. По данным издания, за первые шесть месяцев 2022 года товарооборот между странами увеличился в три раза. На основании этого журналисты NYT утверждают, что Тбилиси заинтересован в дополнительном расширении каналов поставок и сознательно допускает нарушение санкционного режима. В тоже время, грузинский вице-премьер Тея Цулукиани заявила, что грузинские власти не допустят, чтобы их страна была вовлечена в военное противостояние. В интервью «Московской газете» политологи оценили, следует ли ожидать политического прогресса между двумя странами
По мнению политолога, директора АНО в поддержку программ ЮНЕСКО Олега Кузнецова, Грузия является одним из каналов поставок параллельного импорта на российский рынок, что приносит стране внушительную прибыль, и отказываться от этого источника заработка в Грузии не готовы.
«Фундаментом нынешних российско-грузинских отношений являются события 2008 года, вошедшие в историю как «принуждение к миру» Грузии из-за ее действий в отношении российских миротворцев в Южной Осетии. В апреле 2022 года, когда против РФ начали вводиться первые экономические санкции, в российские государственные корпорации обратились представители крупного грузинского бизнеса, аффилированные с властями этой страны, с предложением организовать так называемый параллельный импорт. Грузинский бизнес был в числе первых, кто еще в начале апреля 2022 года протянул руку России, по крайней мере, в сфере электроэнергетики. Поэтому нет ничего странного в том, что внешнеторговый оборот Грузии увеличился в разы на нынешней геополитической конъюнктуре», — рассказал Олег Кузнецов.
По словам эксперта, бизнес на обходе санкций менее рискованный и более маржинальный», сегодня Грузия, равно как Турция и Армения, финансово выигрывают на фоне конфликта на Украине.
Политолог, руководитель филиала Финансового университета при правительстве РФ Павел Клачков не исключает, что отношения между Грузией и Россией в перспективе могут возыметь политический прогресс.
«Российско-грузинские отношения далеки от идеальной, но имеют потенциал. Есть большая надежда на позитивную динамику в отношениях между Москвой и Тбилиси. Рост товарооборота между странами – одна из причин считать, что государства придут к политическому прогрессу. В целом, грузинскому народу повезло с нынешнем руководством. В отличие от многих других стран, сейчас правительство Грузии действует прежде всего в интересах своего народа. В Тбилиси понимают, что единственной пострадавшей стороной от конфликта с Москвой может стать сама Грузия», — добавил Павел Клачков.
Ранее Национальная служба статистики Грузии сообщила, что c января по октябрь товарооборот с Россией увеличился на 50%, что превышает 2 млрд долларов. В конце февраля в Грузии впервые отказались вводить санкции против России. Тогда премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили счел эти меры санкциями против своего же народа.