Доброго дня, уважаемые читатели! Сегодня я планировал продолжить разговор о перспективах российской нефтянки, начатый в предыдущей публикации. Однако, первые дни недели принесли сразу несколько знаковых информационных поводов, явно требующих обсуждения. Поэтому, предлагаю тему пока отложить и обратиться к самым свежим событиям.
Время для истины
Не далее как вчера отметилась громким заявлением Урсула фон дер Ляйен. Посулившая отечественной экономике глубокий и длительный кризис, а, заодно, сформулировавшая суть антироссийской санкционной политики. С трибуны некогда экономического, а сейчас очень даже политического форума в Давосе, превратившегося, по сути, в расширенный вариант формата «Рамштайн».
Причем, сделала это госпожа главный еврокомиссар в предельно ясной форме. Не давая повода для толкований и назвав все своими словами:
Мы установили самые мощные санкции из возможных, что приведет российскую экономику к десятилетиям рецессии, а ее промышленность останется без любых современных и критически важных технологий.
Дождались правды, наконец-то! Очень ведь своевременное заявление. Которое должно отрезвить тех в РФ, кто еще надеется на возобновление «добрососедских и взаимовыгодных» отношений с Западом после завершения конфликта на Юго-Востоке Европы. Не будет этого, от слова «никогда».
А еще, спич фрау Урсулы наверняка откроет глаза части мирового сообщества, пока не определившейся с выбором правильной стороны истории. Поскольку из слов главного европейского начальника следует, что рестрикции в отношении России были введены отнюдь не в целях лишения ее сверхдоходов от продажи сырьевых ресурсов и не «наказания» за СВО, как не раз заявлялось ранее. На самом деле, бывшие партнеры пытаются решить задачу совсем иного порядка.
Они изо всех сил стараются нас натурально удушить экономически и перевести в разряд государств третьего мира. Только и всего. А бесчисленные мантры об «умиротворении» и прочем были лишь сотрясением воздуха. Словом – все четко по Оруэллу. Роман которого «1984», похоже, впору считать настольной книгой большинства нынешних континентальных политиков. Ведь тот же господин Столтенберг произведение сие едва не дословно цитирует, называя оружейные поставки в соседнее государство путем к миру.
Худшее для ЕС позади?
При этом, пророча России экономическое небытие, высокопоставленная еврочиновница, видимо, уверена в будущем процветании ЕС. А как же иначе? Ведь деградировать-то наши «джунгли» должны на фоне именно «цветущего сада». С этим, оказывается, теперь все в порядке. Судя по выступлению в Давосе одного из управляющих ЕЦБ, во всяком случае. Радостно-удивленно заявившего о том, ВВП Евросоюза в 2023 г. увеличится на целых 0,6%. Правда, с ремаркой «возможно».
Интересно, что с господином Сентено тут же согласились эксперты из Goldman Sachs (с оговоркой –«более вероятно»). Те самые, осенний прогноз которых предсказывал…снижение ВВП континентального альянса на 0,1%. Странно как-то, не правда ли? Если только не знать, на чем же основывалось «авторитетное» мнение «профессионалов». А базисом были…прогнозы погоды и темпов роста восстановления экономики Китая.
По первому вопросу к финансовым аналитикам претензий нет. Здесь метеорологи напортачили. Обманули ветры и градусы их пессимистичные ожидания. Зато второй – суть хлеб экспертов Goldman Sachs. И, сдается, господа названные, пайки своей, увы, не заработали. Впрочем, у нас этой категории зарубежных специалистов, не сумевших предсказать ни одного из последних кризисов, доверять не принято.
А еще, уверенности мадам фон дер Ляйен и синьора Сентено наверняка придали данные, опубликованные бюро Destatis. Согласно которым, экономика локомотива Европы выросла в минувшем году на 1,9%. Превысив, таким образом, на 0,1% предыдущий прогноз. Так что, пророчество урожденной немецко-подданной уже начало сбываться? Ведь отечественный ВВП, по словам министра Силуанова, напротив, просел в 2022 г. на 2,7% (при ожидаемых западниками 8,5%)? Неужели, все слова о санкционном бумеранге – блеф?
Рост росту рознь
Посыпать голову пеплом, думаю, не стоит торопиться. Ведь цифры могут как констатировать истину, так и вводить в заблуждение. Вот и в данном случае все далеко не однозначно. Что становится очевидным, стоит лишь внимательно присмотреться к тому, за счет чего прирастал ВВП Германии в ушедшем году.
Между тем, главным драйвером роста немецкой экономики, исходя из информации, обнародованной Федеральном статистическим ведомством, стала сфера «других услуг». Креативный сектор, иными словами. Продемонстрировавший увеличение на 6,3%. Следом расположилась категория «гостиницы, рестораны, транспорт, торговля», выросшая на 4%. В основном, за счет гостиничного бизнеса и общественного питания. И то и другое неожиданностью не явилось. Поскольку, только в прошлом году в ЕС были окончательно сняты локаутные ограничения. Рынок просто вернул свое.
На другом полюсе расположились такие «незначительные» сектора экономики как производство и строительство. Первый из них продемонстрировал символический рост на 0,2%, а второй просел до -2,3%. Вследствие нехватки сырья и сокращения мощностей промышленных предприятий, обусловленного дороговизной энергоносителей. Долетел-таки бумеранг!
А что у нас? Да все с точностью почти до наоборот. Львиная доля падения объемов добавленной стоимости зарегистрирована в сферах торговли, услуг, развлечений. Не принято в России веселиться в грозовые времена. Мы в лихую пору сокращать невынужденные расходы приучены. Зато отрасли промышленности, связанные с ВПК, развиваются и тянут за собой остальное.
Так что слухи о скорой кончине российской экономики, распускаемые из Давоса, явно преувеличены. Поживет она еще. Раз до сих пор неплохо себя чувствует на фоне санкций, под прессом которых давно бы сдулась ее европейская товарка. Конечно, в наступившем году будет ей нелегко. Только поводов для паники пока нет. И не возникнет, надеюсь. Ведь на «западном полушарии» свет клином не сошелся. Обойдемся и без них как-нибудь.
Если вам понравилось прочитанное – смело ставьте лайк. Комментариям всегда рад. На вопросы обязательно отвечу. Новым и старым подписчикам особый респект. Подписаться на канал можно здесь.