Найти тему
Денис Ивлев

Троица. Удомля. Иоанно-Богословский монастырь

Троица в нач. XX в.
Троица в нач. XX в.

Монастырь и село в XVIII в.

«Это село расположено при соединении двух озер: Песьво (или Троицкое) и Удомельское; первое имеетъ в округлости 18 верст, а второе — 30 верст, - писал владыка Дмитрий Самбикин об Удомельском Богословском погосте в начале XX в., - На месте нынешней церкви в старину существовали мужской Троицкий Удомельско-Богословский монастырь, а на опротивоположной стороне озера Песьва, въ 120 саж. отъ церкви, былъ Рождественский Пятницкий женский монастырь; на месте его существования построена часовня. Когда и кем были построены эти монастыри — неизвестно; не осталось о семь никаких письменных документов, ни устных преданий; но несомненно, что эти монастыри существовали въ 16 веке».

Преемником строителю Никону стал иеромонах Серафим, в 1715 г. строителем значится Иоасаф, в 1730 г. – Варлаам, а затем бывший казначей Гавриил.[1] В 60-е гг. XVIII в. обитель управлялась архимандритом Наркисом: «Памятниками существованія Богословскаго монастыря служитъ колоколъ (въ 6 пуд.), на которомъ находится такая надпись: «1761 г. февруария 2 дня выменен колокол, въ Новоторжском уезде, Никольскаго-Удомельскаго погосту въ Богословский монастырь тщаниемъ отца архимандрита Наркиса и старосты. Приплачено къ старой меди 29 р. 45 коп.». Въ Октоихе, изданном въ 1683 г., имеется следующая надпись: «Новоторжскаго Борисоглебскаго монастыря отдана сия книга Октоих в приписной на столпе монастырь в Удомельско-Богословский монастырь 1769 г. июня 19. Наркисъ архимандрит с братиею». Таким образом, монастырь не надолго пережил указ о секуляризации 1764 г. По документам за все тот же 1769 г. Удомельский Богословский монастырь получается, что монастырь к концу года упразднили.

Колокола Иоанно-Богословского храма и вид на озеро Песьво
Колокола Иоанно-Богословского храма и вид на озеро Песьво

Церковнослужители и вкладчики «Бежецкия пятины Тверской половины Удомельского Богословского монастыря церкви святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» «били челом» Новгородскому архиепископу Димитрию и указывали, что в 1758 г. скончался священник Василий Фёдоров и больше священников нет, но имеется кандидатура – сын дьячка выставки Илово Николай Давыдов 30 лет. Вкладчики и прихожане просили посвятить Николая Давыдова во священники к Богословскому храму.[2] При этом указывалось, что в приходе бывшего Богословского монастыря имеются две церкви деревянные в честь Иоанна Богослова и Рождества Пресвятой Богородицы, а при них пять дворов и 17 душ мужского пола, а так же пашенной земли 9 четвертей с осминою, 30 копен сенного покоса и «да в рыбные ловли участок».[3] Священника при храме не имеется, а из причта – дьячок Лев Кондратьев и пономарь Пётр Васильев.[4]

Чем закончилось дело о назначении нового священника остаётся не ясным, однако, в 1782 и 1789 гг. в приходе значится священник и он же благочинный Михаил Архипов. [5] В это время Удомельский Богословский погост вошел уже в состав Вышневолоцкого уезда Тверской губернии и подчинялся решениям Тверского архиерея. Поэтому 31 января 1789 г. прошение священника Михаила Архипова с «приходскими людьми» поступило на имя епископа Тихона Тверского и Кашинского. В прошении указывались две уже известные церкви, находящиеся «в ветхости» и при них приходских дворов 132.[6] Прихожане, среди которых значились коллежский асессор Михайла Храповицкий, поручик Пётр Заостровский и гвардии подполковник Василий Загашев, а так же члены причта дьячёк Василий Львов и пономарь Егор Никитин просили архиерея: «дабы повелено было построить церковь каменную во имя Живоночальныя Троицыс приделом Рождества Пресвятые Богородицы и святаго Иоанна Богослова», а деревянную Богородице-Рождественскую церковь сломать. Просили так же разрешить сломать и пустующую церковь бывшего соседнего Параскево-Пятницкого монастыря. Храмы сломать позволили, но дело о постройке каменной церкви так и не получило продолжения.

Интересно, что под прошением на построение церкви стоит имя помещика соседнего сельца Бережок Михаила Васильевича Храповицкого. Очевидно, что он был одним из благотворителей планируемого строительства каменного храма, но какая-то причина помешала выполнить задуманное. И всё же возведенный позднее каменный Иоанно-Богословский храм оказался связанным с историей М.В. Храповицкого.

Троица. Иоанно-Богословский храм. Вид с юго-востока
Троица. Иоанно-Богословский храм. Вид с юго-востока

Храм-памятник Михаилу Храповицкому.

«Почивший въ Бозѣ, блаженныя памяи Вышневолоцкiй помещикъ, Надворный Советникъ и Кавалеръ Михаилъ Васильевичъ Храповицкiй[7], по смерти своей оставилъ еще при жизни утвержденную имъ Граммату, коею онъ Храповицкiй, будучи холостымъ и бездѣтнымъ на основанiи Государственныхъ узаконенiй, даровалъ волю состоявшимъ въ крѣпостной его зависимости крестьянамъ селенiй: Иванькова, Загорья, Санникова, Паношина, Мерлугина, Дюкина, Соминца и Лайкова, принадлежащихъ приходомъ къ Удомельской Богословской Церкви, и въ оной данной представивъ имъ неотъемлемое право на вѣчное и потомственное владѣнiе всѣми, прилежащими къ онымъ селенiямъ землями, полевыми и пустошными угодьями, того данного усвоилъ крестьянамъ высокоцѣнное для нихъ званiе вольныхъ хлѣбопашцевъ», - писал вольный хлебопашец Симеон Кириллов о причинах постройки каменного храма.[8]

Постройка нового храма в честь Иоанна Богослова началась с прошения прихожан «о дозволении на место существующей деревянной приходящей в ветхость церкви построить вновь каменную», датированного 1827 г.[9] Храмосданную грамоту Тверской архиепископ Амвросий подписал 3 мая 1828 г.[10] По свидетельству всё того же крестьянина Симеона Кириллова местные прихожане строили новый храм «по благословению Божию с разрешения Епархиального начальства, при посильном содействии крестьян из других приходских селений» «в вечное поминовение великого благодеяния им крестьянам от своего помещика Храповицкого».[11] Так за 1830 г. упоминается прошение «о выдаче сборной книги в пособие к построению каменной церкви на имя вольного хлебопашца».[12] Строился храм не только на средства «вольных хлебопашцев», но и на средства местных землевлательцев. Так за 1836 г. известно прошение «об отсылке завещанных в пользу строящейся церкви 500 рублей помещицею Загашевою».[13] Особое участие в постройке храма принимал местный помещик Александр Григорьевич Максимов.

Надгробие Михаила Васильевича Храповицкого на погосте в Троице
Надгробие Михаила Васильевича Храповицкого на погосте в Троице

Интересно, что первоначально храм имел форму равноконечного креста с портиками по сторонам света. Формы храма очень близки к архитектуре Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское Овсеево, выстроенной помещиком И.Т. Сназиным в своей усадьбе по проекту К.И. Росси. Очевидно, что этот же проект использовался и при постройке Иоанно-Богословского храма. В эти годы подобная практика была в порядке вещей. Церковь К.И. России в Ивановском-Овсеево не сохранилась, но мы можем говорить на основании общих архитектурных форм этих двух построек, о том, что в с. Троица стоит храм, построенный по проекту великого зодчего.

Современники так описывали новую каменную церковь: «Богословская церковь каменная на булыжном фундаменте и кирпичном цоколе, снаружи отштукатурена и покрыта зеленою масляною краскою, внутри так же отштукатурена и выкрашена серою клеевою краскою, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою…».[14]

К 1840 году «успели создать каменный храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на место с давних времен существовавшей во имя того же Святого Апостола при Удомельском Богословском погосте деревянной церкви».[15] Освятили главный и на тот момент единственный престол храма 26 сентября 1841 г. Торжество освящения возглавил протоиерей Вышневолоцкого собора Алексей Вышневолоцкий.[16] Через два года разобрали и старую деревянную церковь, а так же подали прошение о разрешении на бывшем кладбище – на месте Параскево-Пятницкого монастыря выстроить часовню.[17] Аналогичное прошение датировано ещё и 1844 г.[18]

Интерьер Иоанно-Богословского престола
Интерьер Иоанно-Богословского престола

После освящения церкви история её постройки не завершилась. Так в 1846 г. поднимался вопрос «о побуждении хлебопашцев уплатить взятые на построение церкви 1480 руб». Деньги одолжили вольные хлебопашцы деревень Санниково, Паношино, Загорье и Саминцы, но не смогли вернуть в срок.[19] Одновременно последовало прошение на разрешение произвести «разные поделки» по церкви.[20] В 1851 г. для храма отливают новый колокол, через год строится часовня в д. Саминец, а в 1863 г. подается прошение «о дозволении построить ограду».[21]

Пять престолов Иоанно-Богословского храма.

«Въ 1866 г. крестьяне, бывшіе крѣпостные помѣщика Мих. Храповицкаго, въ благодарность за освобожденіе ихъ задолго до всеобщаго освобожденія крестьянъ (1861), устроили на свои средства придѣлъ въ честь св. архистрат. Михаила, освященный 8 ноября 1866 г.», - пишет владыка Дмитрий (Самбикин). Подробности этого решения крестьян освещают документы, сохранившиеся в делах Тверской духовной консистории. Прошение на устройство нового придела подал вольный хлебопашец из д. Мерлугино Симеон Кириллов, указывая, что первоначально в храме планировалось построить приделы Архангела Михаила и Параскевы Пятницы, но «по настоящее время не было возможности для вольных хлебопашцев осуществить общезагаданную мысль и устроить придел».[22] Соорудить придел с иконостасом Симеон Кириллов предлагал на свои средства. «Производство работ в построении иконостаса по всему его корпусу, как резной, так и позолотной отделки, а равно и живопись икон, которые имеют место быть помещены в оном иконостасе по приложенному рисунку, поручено… известному по своей четности, опытности и искусству Арсению Федорову Вознесенскому за четыре ста рублей серебром».

Киот с иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша" на месте придела Архангела Михаила
Киот с иконой Божией Матери "Неупиваемая чаша" на месте придела Архангела Михаила

В задуманном не всё шло гладко. В 1865 г. в Мерлугине произошел большой пожар, уничтоживший практически все строения Семена Кириллова и большую часть уже готового иконостаса. Но благотворитель не отчаялся, вызвал Арсения Вознесенского и «поручил ему Вознесенскому по тому же рисунку вновь построить сгоревшую часть иконостаса».[23] В начале 1866 г. «иконостас сооружен снова, собран и поставлен в чистой, совершенной отделке и креплен на своем месте в полном и всецелом его виде с местными иконами, царскими вратами и с престольными образами». 11 октября 1866 г. Семен Кириллов просил об освящении Михайло-Архангельского придела. Освятил новый придел благочинный с. Верескуново Иоанн Синицын 16 ноября 1866 г.[24]

«Въ 1870 г. прихожане, въ память существовавшаго въ ихъ погостѣ Пятницкаго монастыря, съ лѣвой стороны устроили придѣлъ во имя св. муч. Параскевы, нареченной Пятницы, который былъ освященъ 28 октября 1870 г.», - продолжает описывывать историю храма владыка Дмитрий Самбикин.

Киот с иконой Божией Матери "Державная" на месте Параскево-Пятницкого престола
Киот с иконой Божией Матери "Державная" на месте Параскево-Пятницкого престола

Дело об устройстве придела в честь Параскевы Пятницы началось в марте 1869 г. прошением церковного старосты крестьянина д. Соминец Федора Павлова на имя Тверского архиепископа Филофея. Построение придела в память о существовавшем в «древние времена» женском монастыре и в честь чтимой иконы Параскевы Пятницы, происходившей из обители, планировалось на счет крестьян д. Соминец и частично на церковную сумму.[25] Чтимую икону великомученицы Параскевы и крест-мощевик упоминает в своих записках владыка Дмитрий (Самбикин): «Изъ прежнихъ (деревянныхъ) церквей старинныя иконы были перенесены въ новую каменную. Особымъ уваженіемъ у прихожанъ пользуется старинная икона св. муч. Параскевы, перенесенная изъ бывшаго Пятницкаго женскаго монастыря, въ серебряной ризѣ, также крестъ съ 13-ю частицами отъ мощей разныхъ святыхъ. Крестъ этотъ въ 1901 г. вложенъ въ икону св. вмч. Пантелеймона».

Образ св. вмч. Параскевы Пятницы в иконостасе Иоанно-Богословского придела
Образ св. вмч. Параскевы Пятницы в иконостасе Иоанно-Богословского придела

В 1870 г. придел устроили и подготовили к освящению, которое запланировали на 28 октября. Планировалось, что придел освятит благочинный с. Верескуново о. Иоанн Синицын, однако он заболел и престол освящал духовник с. Островно Алексей Иосифович Тихомандрицкий.[26] В 1873 г. поднимался вопрос «о дозволении написать священные изображения в церкви Удомельского Богословского погоста».[27] Очевидно, планы касались создания живописи в храме, но в описи 1910 г. роспись на стенах церкви не указывается. Таким образом, существующую живопись в церкви стоит отнести к 1910-м гг.

Благословение детей. Роспись храма
Благословение детей. Роспись храма

О дальнейшей истории перестроек Иоанно-Богословской церкви пишет владыка Дмитрий: «Впослѣдствіи, при увеличеніи народонаселения, прихожане вмѣсто ветхой колокольни пристроили каменную, и въ пристройкѣ къ храму устроили два придѣла — одинъ въ честь Введенія Пресв. Дѣвы въ храмъ (въ 1893 г.), и другой во имя свят. Николая чудотворца (1897 г.). Такимъ образомъ, въ Удомельскомъ храмѣ образовалось пять престоловъ». Попытки старосты и священнослужителей «исправить в их церкви», а так же разрешить «исправить иконостас» датируются 1877 и 1880 г.[28] Все это вылилось, наконец, в желание церковного старосты и прихожан в 1891 г. просить о «выдаче книги для сбора на распространение трапезной их церкви» и «о распространении церкви».[29]

Сохранился проект верхних ярусов колокольни, которую возводили одновременно с двумя приделами зимнего храма. При разборе старой деревянной колокольни был обнаружен белый камень с надгробия инока Герасима. Камень сохранили, вмонтировав в стену притвора.[30]

Колокольня Иоанно-Богословского храма
Колокольня Иоанно-Богословского храма

Прошение на освящение трапезного храма последовало в 1892 г. и тогда же в Тверь местный благочинный из с. Островно о. Тимофей Дрызлов рапортовал о повреждении свода при распространении церкви.[31]

Иконостас придела в честь Введения Пресвятой Богородицы
Иконостас придела в честь Введения Пресвятой Богородицы

Владыка Дмитрий среди убранства храма отмечает «замѣчательную икону св. вмч. Варвары въ изящномъ кіотѣ, эта икона пожертвована въ Удомельскую церковь прихожанами, проживающими въ С.-Петербургѣ». А прихожан было много. По данным на 1901 г. в приход входили Удомельская слобода – так называлось село Троица, сельцо Демидово, Братаново, Остров, Паношино, Санниково, Мерлушино, Глиновка, Дюкино, Савинец, Лайково, Братаново, Елманова Горка, Загорье, Бережок, Вашутино, Иваньково, Демидово, Гайново, Кашинка, Митрошино, Куковино, Остров, Захарьино, Лапка. Всего 1282 мужчины и 1283 женщины.[32] В 1915 году прихожан значилось меньше – 1023 и 1087 соответственно из-за выделения части селений в приход села Паношино.[33]

Иконостас Никольского придела
Иконостас Никольского придела

Часовни, священники, приходская жизнь.

«Изъ часовенъ, существующихъ въ пог. Удомельскомъ, особенно замѣчательна Пятницкая — на мѣстѣ бывшаго женскаго монастыря; въ настоящее время эта часовня благолѣпно украшается мѣстнымъ прихожаниномъ Апраксинымъ. Въ Пятницкую часовню ежегодно совершается въ пятницу предъ праздникомъ св. прор. Иліи крестный ходъ изъ Богословской церкви при многочисленномъ стеченіи богомольцевъ. Приходское кладбище обнесено оградой и содержится въ надлежащемъ порядкѣ», - пишет владыка Дмитрий.

Ярмарка в с. Троица. На заднем плане часовня свв. вмч. Параскевы Пятницы
Ярмарка в с. Троица. На заднем плане часовня свв. вмч. Параскевы Пятницы
Здание Параскево-Пятницкой часовни, перевезённое к храму в советские годы и использовавшееся под сторожку
Здание Параскево-Пятницкой часовни, перевезённое к храму в советские годы и использовавшееся под сторожку

Он же перечисляет священнослужителей погоста: «Изъ прежде бывшихъ при Удомельской церкви священниковъ извѣстны: Михаилъ Архиповъ (1780—1812), его сынъ Петръ Михайловъ Удомельскій (1813— 1834), Іоаннъ Петр. Сатликовъ, переведенный изъ с. Леонтьева (1835 — 1844), Михаилъ Ант. Раевскій, переведенный изъ с. Макарова, Весьег. уѣзда (1846 — 1868) и перешедшій затѣмъ въ г. Вышній-Волочекъ, Іоаннъ Григ. Соколовъ, переведенный изъ с. Ильинскаго, Вышн. уѣзда, (1868 - 1875), Павелъ Петр. Городецкій (1875 - 1887), сынъ его Сильверстъ Городецкій (1887—1897), а съ 1897 года священствуетъ Викторъ Рѣзвяковъ, перешедшій изъ с. Троицкаго, Стар. Уѣзда».

По данным на 1900 – 1901 священник Виктор Петрович Резвяков, 33 лет, закончил духовную семинарию, поступил на службу в 1888 г., рукоположен в 1889 г. Состоит законоучителем земской и церковно-приходской школы, сотрудником духовного следствия.[34] Николай Архангельский указывает, что о. Виктор прослужил на приходе с 1889 по 1920 г. и характеризует его, как активного общественника, начальника приходской пожарной дружины и инициатора создания в 1901 г. библиотеки Приходского Братства, продолжательницей дела которой является Удомельская районная библиотека. 16 марта 1916 г. батюшка получил благодарность Тверского Архиерея «за выдающуюся церковно-школьную деятельность».[35]

-15

Упоминает владыка и церковно-приходскую школу: «Въ 1898 г. усердіемъ мѣстнаго священника построена близъ церкви церк.-прих. школа; въ нынѣшнемъ учебномъ году въ ней обучалось 23 мальчика и 23 дѣвочки. Учебное дѣло въ школѣ поставлено удовлетворительно; въ семъ году окончило 4 мальчика со льготнымъ правомъ по воинской повиности и 3 дѣвочки. Попечителемъ школы состоитъ купецъ А. Ѳ. Соловьевъ. При церк.-прих. школѣ ведутся внѣбогослужебныя собесѣдованія съ туманными картинами при помощи волшебнаго фонаря. Учащіеся въ школѣ поютъ и читаютъ въ церкви при богослуженіи. При церкви существуетъ для продажи складъ иконъ, книгъ и щкольныхъ принадлежностей. Село Удомельско-Богословское болѣе извѣстно подъ названіемъ «Троица».[36] Купец Александр Филиппович Соловьёв упоминается как староста прихода в 1900-1901 гг.[37] Вместе с ним в причте прихода значатся диакон Димитрий Васильевич Успенский и псаломщик Владимир Исполатов.[38]

В 1910 г. в приходе существовало уже три церковно-приходских школы в д. Лайкове и Саминце, а так же при церкви. Священнослужение в храме отправляли священник Виктор Петров Резвяков, 44 лет, диакон Алексей Арсеньев Смирнов, 34 лет и псаломщик Иван Петров Стромилов, 28 лет. Эти же данные о причте продублированы и в 1915 г.[39] Церковным старостой с 1905 г. был Иван Павлов Аксаков, 63 лет. О нём указывалось, что «имеет благословение Св. Синода с грамотою».[40]

Фамилия Аксаковых упоминается в описи дел Иоанно-Богословской церкви на рубеже XIX-XX вв. несколько раз – в 1896 и 1899 гг. в связи с прошением о выдаче свидетельства крестьянину Аксакову, в 1898 г. – об исходатайствовании награды старосте церкви Павлу Аксакову, в 1901 г. – о награждении представителя прихожан Вышневолоцкого 2 гильдии купца Ивана Аксакова.[41] Последние даты крупных ремонтов Иоанно-Богословского храма - 1901 г., когда делается новая крыша на церкви и ограде, и 1902 г., когда произведены штукатурные работы, очевидно, связаны с деятельностью отца и сына Аксаковых на посту церковного старосты и председателя Приходского попечительства.[42]

Леонид Алексеевич Вихров
Леонид Алексеевич Вихров

Имя ещё одного старосты прихода удалось установить благодаря воспоминаниям полковника в отставке Леонида Алексеевича Вихрова, который родился 13 августа 1925 г. в д. Паношино. Его отец Алексей Захарович пел в церковном хоре, в котором было 15 певчих, часто брал на службу сына Лёню. Дед его Захар Адрианович, 1864 года рождения, служил церковным старостой Богословского погоста. Верующий и набожный с детства. Ходил пешком по святым местам, побывал в Иерусалиме, Вифлееме, Египте. Возвращался домой ровно через год, привозил в заплечном мешке в колбах святую воду и камушки с Иордана. Знал грамоту, отличался умом, мужской хваткой, растил с супругой Верой шестерых детей. А по ночам уходил в избушку-келью в лес, где держал пасеку. Там и молился, порою прямо на снегу, отчего снег таял до самой земли. Так он и сына вымолил, который вернулся в простреленной шинели с Первой Мировой. Предсказал свою кончину за десять лет, вплоть до месяца и числа. Так и случилось – пришел домой из бани, попросил святой воды и умер в возрасте 54 лет. А перед кончиной приказал испечь более ста хлебов, что бы дать каждому, кто придет на помин. Отпели его в новой Паношинской церкви, а похоронили на Паношинском кладбище, которого ныне уже нет…[43]

Село Панышено (Паношино) и Скорбященская церковь.

Начало XX века ознаменовалось для Удомельской округи стрительством новых храмов и созданием новых церковных приходов. Деревни вокруг новой железнодорожной станции Троица разрастаются и их жители принимают решение о постройке новых храмов. Так, например, поднимается вопрос о разборке старинной церкви в Николаевском Удомельском погосте и перевозке его в д. Ряд, где планировалось создание отдельного прихода. Не обошла подобная тенденция и Иоанно-Богословский погост.

В начале XX столетия в приходе значились часовни великомученицы Параскевы в 120 саженях на месте древнего женского монастыря, а так же Тихвинская часовня в д. Елманова Горка, построенная в 1874 г., в д. Саминец – святых Кирика и Иулиты – 1854 г. и обновленная согласно прошению 1901 г. и в Мергулине – во имя Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1879 г. Особо стоит обратить внимание на часовню в д. Панышено. Согласно местному произношению, деревня именовалась Панышено, согласно церковным документам – Паношино. Прошение на постройку часовни в д. Паношино «в память священного коронования Их Императорских Величеств» датируется 1898 г.[44] «В д. Паношине, - указывалась информация о часовне, - Зданием деревянная, во имя Скорбящия Божия Матери. Построена в 1899 г. с разрешения Епархальнаго начальства, усердием крестьян означенной деревни. В длину и ширину на 4 ½ сажени. Среди деревни».[45]

Часовня в д. Елманова Горка.
Часовня в д. Елманова Горка.
В.К. Бялыницкий-Бируля. Март. 1905 г. На картине изображена часовня в Елмановой Горке
В.К. Бялыницкий-Бируля. Март. 1905 г. На картине изображена часовня в Елмановой Горке

В 1906 г. в с. Паношино открывается свой самостоятельный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Клировые ведомости 1910 г. дают первое обстоятельное описание церкви и состав причта: «Церковь устроена в 1906 г. тщанием крестьянина с. Паношина Андрея Степанова Соколова при содействии прихожан на добровольныя пожертвования, зданием деревянная, колокольня деревянная. Престолов в ней один во имя Скорбящей Божией Матери. Часовен две: в Елмановой Горке во имя Тихвинской Божией Матери и в д. Бочурино».[46] В приходе села Паношино имелось земское начальное училище в самой д. Паношино, а так же церковно-приходская школа в д. Елманова Горка. Всего обучалось 17 мальчиков и 13 девочек. Старостой церкви с 1910 г. избран Валдайский мещанин Василий Гудовский, проживавший «при станции Удомля или Троицы». Священником храма назначен Алексей Петров Виноградов, 37 лет, псаломщиком – Иван Павлов Ахматов, 23 лет. Они же служили в храме и в 1915 г.[47] В приход входили деревни, выделенные из прихода Иоанно-Богословского погоста: Братоново, Санниково, Елманова Горка, Остров, Липки, Бачурино, Лайково, Куковино, Загорье и станция Удомля. Прихожан насчитывалось 591 мужчина и 604 женщины.

Панышено. Скорбященский храм
Панышено. Скорбященский храм

В 1920-е гг. настоятелем Панышенского храма стал будущий священномученик Димитрий (Беневоленский). Здесь ему придется пережить арест и ссылку. В момент его настоятельства из закрытого Вышневолоцкого Казанского женского монастыря в церковь с. Панышино были перевезены богослужебные предметы и иконы[48]. Судя по составу икон в храме практически заново собрали иконостас. Возможно, он напоминал настоятелю церкви о годах его детства, проведенного в стенах Казанского женского монастыря, где служил его отец. Отец священномученика – протоиерей Михаил Беневоленский нашел своё последнее пристанище на кладбище села Панышено.

Н.П. Богданов-Бельский. Священник Дмитрий Беневоленский.
Н.П. Богданов-Бельский. Священник Дмитрий Беневоленский.

В 1930-е гг. храм закрыли, а здание отдали под спортзал. В наше время территория села Панышено вошла в состав города Удомля, на месте храма стоит жилой дом, а на месте сельского кладбища, где погребен о. Михаил Беневоленский – отец священномученика Димитрия – пустырь и мусорные баки. От старинной застройки села сохранились лишь дом священника, да дом старосты одного из самых молодых сельских приходов Вышневолоцкого уезда.

Вместо заключения.

Из всех храмов, расположившихся вокруг озера Удомля, XX век пощадил лишь один – каменный Иоанно-Богословский храм на узком клочке суши между озерами Песьво и Удомля. Храмы соседнего Николаевского Удомельского погоста не спасло даже небольшое сельское кладбище – могилки ещё виднеются, а на месте храма пустырь и деревья. Перестала существовать и Параскево-Пятницкая часовня на месте женского монастыря – в XX веке она служила сторожкой при храме, а потом и вовсе была разобрана. Затерялись следы деревянной Христорождественской церкви, которую планировалось перевезти в д. Ряд. Нет и следа от здания Скорбященской церкви с. Панышено. Даже в самом Иоанно-Богословском храме из пяти престолов уцелело лишь три. Краткий период закрытия храма повлиял и на сохранность его интерьеров.

Троица. 1972 г.
Троица. 1972 г.

Но храм пережил бури XX века, так точно нашедшие отражение на картине с видом Троицы художника Станислава Юлиановича Жуковского «Разлив озера», написанной в 1920-е гг. В годы советской власти церковь несколько раз закрывали. В октябре 1942 г. прихожане написали письмо Сталину и храм открыли. Настоятелем храма стал протоиерей Василий Петрович Куприянов (20.02.1864 – 01.01.1950), в прошлом депутат Государственной Думы, начинавший служение в с. Будово Новоторжского и с. Выдропужск Вышневолоцкого уездов.[49] После ареста и и возвращения из ссылки, о. Василия определили служить в с. Троица. Батюшка был духовником и добрым другом художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля. Художник любил озеро Удомлю, где стояла его дача Чайка, любил Троицу и мечтал быть похороненным рядом с дочерью Любовью Витольдовной (1903-1947), однако, Академия Художеств решила иначе. А рядом с могилой дочери Витольда Каэтановича погребли отца Василия с супругой Александрой Дмитриевной (31.12.1867 – 11.01.1947). Там же лежит и Михаил Васильевич Храповицкий, в честь которого выстроена каменная церковь, где служил о. Василий и часто бывал Витольд Каэтанович…

Священник Василий Куприянов.
Священник Василий Куприянов.

На южной стене трапезной Богословского храма сохранился геодезический рэпер 1923 г. Государственного бюро водных сил, свидетельствующий о планах ГОЭРЛО. Очевидно, рассматривалась возможность создания здесь гидроэлектростанции, которая должна была питать электроэнергией эту территорию. Но вместо маломощной сельской электростанции близ храма вырос атомный гигант, опутавший все окрестности высоковольтными проводами. Тогда же исчезло и село Троица, оставив лишь название этому заболоченному ныне месту. Теперь над пустынным озером господствует тишина, напоминая о вечном, позволяя окунуться в тайны прошлого этих мест и соприкоснуться с верой предков.

Геодезический репер на южной стене храма.
Геодезический репер на южной стене храма.

[1] Рубцов, М. К истории Удомельского Троицкого Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке / М. Рубцов. – Тверь: Типография губернского правления, 1905. – С. 29.

[2] 1769 г. Дело о требующем произведения в упраздненной Удомельской Богословской монастырь Николаевского Удомельского погоста выставки Илова дьячкове сыне… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2042. Л. 1.

[3] 1769 г. Дело о требующем произведения в упраздненной Удомельской Богословской монастырь Николаевского Удомельского погоста выставки Илова дьячкове сыне… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2042. Л. 13.

[4] 1769 г. Дело о требующем произведения в упраздненной Удомельской Богословской монастырь Николаевского Удомельского погоста выставки Илова дьячкове сыне… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2042. Л. 37 содержит более подробное описание земель Иоанно-Богословского погоста: «Означенного упраздненного Богословского монастыря дьячек Лев Кондратьев, пономарь Петр Васильев, во оном правленiи сего же маия 17 дня скаскою показали, что состящiя во ωном упраздненном Удомелском Богословском монастыре церковь первая во имя Святаго апостола i евангелиста Јоанна Богослова а другая во имя Рожества Пресвятыя Богородицы состоятъ деревянные а при них имѣется нынѣ в приходе кромѣ ихъ дьячкова и пономарева точiю пять дворовъ а поблизости ко ωному упраздненному Уомелскому Богословскому монастырю состоитъ Николаевской Удомелской погостъ в четверти версты в коемъ находится нынѣ в приходѣ двести пятдесятъ пять дворовъ священноцерковнослужителей состоитъ при томъ погостѣ священниковъ два ьяконъ одинъ дьячковъ два и пономарей ва жь, i ωного Удомелского монастыря в расстоянiи ближния в версте трехъ трехъ пяти и шести а к далные не более семи верстъ притомъ Удомелском погостѣ нынѣ имѣется пашенной земли пятдесят копен и кроме ж оного Удомелского погоста ко ωномуУдомелскому Богословскому монастырю состоитъ выставка Верескуново разстоянiемъ в пяти верстах при ней приходскихъ дворовъ находится семдесятъ девять пашенной земли тритцать четвертей сенных покосов дватцать копенъ а состоящая при оной выставки Верескуновѣ в приходѣ Мишнево состоит в растоянiи от ωного Николаевского Удомелского погоста в близости к показанному Богословскому монастырю погостов не имеется.

[5]1782 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО Ф. 160. Оп. 1. Д. 16101. Л. 204. Ведомость Вышневолоцкаго уезда Удомельскаго Богословскаго села о священно и церковнослужителях и их детях и о прочем учиненная 1782 года. Священник Михаил Архипов, 35 лет, произведен во священника в 776 году. Дьячек Василей Леонтиев, 25 лет, в школах небыл, в чтении и пении искусен, женат, состояния хорошаго, оному от Вашего Преосвященства в 779 году дан указ править дьяческую должность. Пономарь Егор Никитин, 22 лет, в школах небыл, в чтении и пении доволен, женат, состояния хорошаго, посвящен в 77 году Вашим Преосвященством в стихарь. Престарелый дьячек Лев Кондратьев, 63 лет, в школах небыл, в чтении и пении доволен. Дети их: Священника Михаила: Иван - 2. Петр - 1. Феодосия - 4. Дьячка Василия сын Иван, году. Умершаго пономаря Кирилы Иванова сын Филип, 21 года, в школах небыл, в чтении и пении средствен, писать неучен, холост, состояния нехудаго. Бываго Пятницкаго девичья монастыря пономарь Осип Иванов, 66 лет, в школах небыл, в чтении и пении средствен, холост, состояния нехудаго, оной посвящен в 760 году в стихарь а потом по резолюции Преосвященнейшаго Гавриила определен в Теребенскую Пустынь. Сын ево Алексей, 7 лет, часослов обучает. Л. 205. Приходских 135 дворов. Пашенная отмежеванная земля обще ведомства Экономии Коллегии крестьянами 100 десятин. Еще неимеется плана.
Николаевское Удомельское в полуверсте, село Верескуново в 5, село Тушино в 7 верстах.

[6] 1789 г. Дело о построении Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погоста каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2058. Л. 1.

[7] Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда 1782 г. дают представление о владениях В.И. Храповицкого в Удомельском Богословском погосте и позволяют сравнить их с соседними помещиками: 1782 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // Господина Генерал Порутчика Василия Ивановича Храповицкагодворовых людей 7 м., 9 ж.; крестьян - 188 м., 197 ж. Господин Порутчик Петр Михайлов Заостровской ево дворовых людей 6 м., 4 ж. Господин Подпрапорщик Василей Никифоров Загашев ево дворовых людей 4 м., 3 ж. Господин Прапорщик Александр Васильев Загашев ево дворовых людей 2 м., 3 ж. Помещик Авраам Феоктистов Ахматов. Господин Прапорщик Тихан Иванов Елманов ево дворовых людей 2 м., 2 ж. Помещик Андрей Иванов Елманов. Помещик Матфей Иванов Чаримов. Помещик Гавриил Максимов Чаримов. Госпожа вдова Гликерия Митрофанова жена Давыдова дворовых ее людей 1 м., 3 ж. Господин Прапорщик Иосиф Мартемьянов Чаримов дворовых ево людей 1 м., 4 ж. Л. 205 об. Госпожа вдова Татьяна Иванова жена Кусакова дворовых ее людей 5 м., 3 ж. Господин Сержант Василей Андреев сын Мамышев. Госпожи вдовы Надворной Советницы Акилины Петровны жены Юрьевой крестьян 7 м., 9 ж. Господина Полковника Ивана Алексеевича Ушакова крестьян 14 м., 17 ж. Госпожи вдовы Капитанши Софии Андреевны жены Мелюковой крестьян 13 м., 11 ж. Госпожи вдовы Генералши Евфимии Афанасьевой жены Лаптевой крестьян 2 м., 2 ж. Госпожи Авдотьи Пименовны жены Тормосовой крестьян 11 м., 8 ж. Госпожи вдовы Агрипены Евсигнеевны жены Егановой крестьян 5 м., 4 ж. Господина Григория Никифоровича Клеопина крестьян 19 м., 14 ж. Господина Порутчика Петра Ивановича Теглева крестьян 61 м., 50 ж. Эконом Коллегии ведомства крестьян 24 м., 19 ж. Во оном числе раскольников неимеется. Л. 206. Господина Генерал Порутчика Василия Ивановича Храповицкаго селцо Бережок в нем дворовых людей 7 м., 9 ж., в 1 в. Его ж деревень: Лайково - 7 дв., 24 м., 21 ж., в 8 вв. Дюкино - 3 дв., 7 м., 9 ж., в 3 вв. Соминиц - 16 дв., 51 м., 70 ж., в 4 вв. Мергулино - 14 дв., 33 м., 30 ж., в 2 вв. Паношина - 9 дв., 28 м., 21 ж., в 3 вв. Санникова - 8 дв., 22 м., 19 ж., в 4 вв. Иванькова - 1 дв., 1 м., 2 ж., в 2 вв. Загорье - 10 дв., 22 м., 25 ж., в 5 вв. Л. 206 об. Господина Порутчика Петра Михайловича Заостровскаго селцо Вашурино в нем дворовых людей 6 м., 4 ж., в 3 вв.
Господина Подпрапорщика Василия Никифоровича Загашева селцо Демидово в нем дворовых людей 4 м., 4 ж., в 3 вв. Господина Прапорщика Александра Васильевича Загашева дворовых ево людей 2 м., 3 ж.
Помещика Абрама Феоктистова сына Мамышева селца Гайнова (Файкова) ? дворовых людей 1 м., 1 ж., в 4 вв. Господина Прапорщика Тихона Иванова селцо Елманова Горка в нем дворовых людей 1 м., 2 ж., в 8 вв. В том же селце жительствует госпожа вдова Гликерия Митрофанова жена Давыдова дворовых ее людей 1 м., 3 ж. Господин Сержант Василий Андреев сын Мамышев селцо Остров в 8 верстах, крестьян нет.
Госпожи вдовы Надворной Советницы Акилины Петровны жены Юрьевой деревня Горка(?) крестьян ее 4 дв., 7 м., 9 ж., в 8 вв. Господина Полковника Ивана Алексеевича Ушакова деревня Липка - 6 дв., 14 м., 17 ж., в 7 вв. Госпожи вдовы Капитанши Софьи Андреевны жены Мелюковой деревня Корытово - 3 дв., 13 м., 11 ж., в 4 вв. Госпожи вдовы Генералши Евфимии Афанасьевны Лаптевой деревня Фешкова(?) - 1 дв., 2 м., 2 ж., в 4 вв. Госпожи вдовы Авдотьи Пименовны жены Тормосовой деревня Февкова(?) - 4 дв., 11 м., 8 ж., в 8 вв.
Госпожи вдовы Агрипены Евсигнеевой жены Егановой деревня Загорье - 2 дв., 5 м., 6 ж., в 6 вв.
Л. 207. Господина Григория Никифоровича Клеопина деревня Глиноватица - 3 дв., 7 м., 7 ж., в 3 вв.
Его ж деревня Гайново - 3 дв., 11 м., 7 ж., в 5 вв. Господина Порутчика Петра Иванова Теглева деревня Митрошино - 22 дв., 60 м., 46 ж., в 3 вв. Ведомства Экономии Коллегии Подмонастырской слободки - 9 дв., 24 м., 19 ж., в 1/4 в. Во оном числе раскольников неимеется.

[8] 1864 г. Дело о дозволении построить иконостас и освятить придельный храм в Удомельской Богословской церкви Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2082. Л. 1.

[9] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[10] Іоанно Богословская церковь въ 1824 г. была уже весьма ветха и Тверской Архіепископъ Амвросій (3 мая 1828 г.) выдалъ храмозданную грамату на постройку новаго каменнаго храма, и донынѣ существующаго

[11] 1864 г. Дело о дозволении построить иконостас и освятить придельный храм в Удомельской Богословской церкви Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2082. Л. 1.

[12] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[13] 1836 г. Об отсылке завещанных в пользу строящейся церкви 500 рублей помещицею Загашевою // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2076.

[14]Богословская церковь каменная на булыжном фундаменте и кирпичном цоколе, снаружи отштукатурена и покрыта зеленою масляною краскою, внутри так же отштукатурена и выкрашена серою клеевою краскою, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Длина церкви считая и колокольню 16 сажен, наибольшая ширина – 10 сажен, высотою до верха карниза 4 сажени.На церкви имеется одна большая глава, больших окон 16, малых 8 (в куполе), дверей наружных двухстворчатых, обитых железом 3, внутренних двустворчатых 4, иконостас длиною 28 аршин, вышиною 6 аршин (оценен в 3000 руб), в трапезе с правой стороны длиною 11 аршин, вышиною 8 аршин (оценен в 2000 руб), с левой стороны такой же меры (оценен в 2000 руб). Церковь отопляется двумя железными голландскими печами. Колокольня в 2 яруса, высота до карниза 4 сажени. Ближайшая к церкви жилая постройка – крестьянский жилой дом с северо-восточной стороны на расстоянии 27 аршин. Церковь построена в 1841 г., разширена в 1893 г., сохранилась хорошо, оценена с иконостасом и колокольней в 25.000.

[15] 1864 г. Дело о дозволении построить иконостас и освятить придельный храм в Удомельской Богословской церкви Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2082. Л. 1.

[16] Сначала въ этой церкви былъ одинъ престол, во имя св. ап. и еванг. Іоанна Богослова, освященный 26 сентября 1841 г. прот. Вышневол. собора Алексѣемъ Вышневолоцкимъ. Въ постройкѣ храма принималъ особенное попеченіе мѣстный помѣщикъ Александръ Гр. Максимовъ.

[17] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[18] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[19] О побуждении хлебопашцев уплатить взятые вольными хлебопашцами деревень Санниково, Паношино, Загорье и Саминцы на построение церкви 1480 руб // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2078.

[20] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[21] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[22] 1864 г. Дело о дозволении построить иконостас и освятить придельный храм в Удомельской Богословской церкви Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2082. Л. 1.

[23] 1864 г. Дело о дозволении построить иконостас и освятить придельный храм в Удомельской Богословской церкви Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2082. Л. 3.

[24]1864 г. Дело о дозволении построить иконостас и освятить придельный храм в Удомельской Богословской церкви Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2082. Л. 8.

Въ иконостасѣ:

1. Деревянный съ пятью колоннами и резьбою вызолоченными на полиментѣ, а по гладкимъ окрашенъ голубою краскою въ одинъ ярусъ.

2. Въ этомъ ярусѣ Царскiя двери съ сiянiемъ вверху и выше сего съ рѣзнымъ изображенiемъ Распятiя Господа на Крестѣ. Все вызолочено на полиментѣ. Въ оныхъ дверяхъ пять иконъ живописныхъ: сверху Благовещенiе Пресвятыя Богородицы круговидное, въ длину и ширину по 8 вершковъ и четыре Евангелиста, каждая изъ сихъ иконъ въ длину 8 верш., въ ширину 6 ½ вершковъ, и всѣ пять иконъ въ вызолоченныхъ на полиментѣ рамкахъ.

3. По правую сторону царскихъ вратъ икона Спасителя, сѣдящаго на престолѣ, въ медной посребреной ризѣ, съ позлащенными вѣнцомъ и срединою, длиною 1 ¼ арш., шириною 9 вершк, иконописная.

4. Надъ сею иконою в верху круговидная живописная икона Рождества Христова, въ длину и ширину по 6 вершковъ, въ вызолоченной на полиментѣ рамкѣ.

5. Предъ иконою Спасителя лампада для поставленiя свѣчь, гладкая посребренная съ шандалами и тремя цѣпочками, вѣсомъ 5 фун., виситъ на железномъ крюке.

6. Далѣе живописная икона Архистратига Михаила и прочихъ Небесныхъ Безплотныхъ Силъ, въ длину 1 ¼ арш. въ ширину 9 вершковъ.

7. Предъ сею иконою лампада для поставленiя свѣчь медная посребренная, съ шандалами и тремя цѣпочками вѣсомъ 5 фунт., виситъ на железномъ крюкѣ.

8. По левую сторону царскихъ вратъ живописная икона Казанскiя Божiя Матери, въ длину 1 ¼ арш., въ ширину 9 вершковъ.

9. Надъ сею иконою вверху живописная круговидная икона Рождества Јоанна Предтечи въ длину и ширину по 6 вершковъ.

10. Предъ иконою Божiей Матери лампада для поставленiя свѣчь, медная посребренная съ шандаломъ и тремя цѣпочками, вѣсомъ пять фунт., виситъ на железномъ крюке.

11. На Сѣверной двери живописная икона Архангела Гаврiила, одинаковой мѣры съ вышеописанными иконами.

12. На заваротѣ въ медной посребренной и мѣстами позлащенной ризѣ икона Святаго Пророка Илiи, иконописная въ длину 1 ¼ арш., въ ширину – 1 арш. и 2 верш. Всѣ вышеописанные иконы въ вызолоченныхъ на полиментѣ рамкахъ.

[25] 1869 г. Дело о построении придела с иконостасом в церкви Удомельского Иоанно-Богословского погоста Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2085. Л. 1.

[26]1869 г. Дело о построении придела с иконостасом в церкви Удомельского Иоанно-Богословского погоста Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2085. Л. 1. ЛЛ. 10-11об. Иконостас: 1. Деревянный изъ липы съ пятью колоннами и рѣзьбою, вызолоченными на полиментѣ а по гладкимъ мѣстамъ окрашено голубою краскою въ одинъ ярусъ. 2. Въ этомъ ярусѣ царскiя двери резные, съ сiянiемъ вверху и выше съ изображенiемъ Распятiя Јисуса Христа съ предстоящими ангелами, жиописныя.

[27] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[28] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[29] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[30] Описание древностей храмов Вышневолоцкого уезда //ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 285. Л. 307.

[31] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[32] И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. – С. 212-213.

[33]Справочная книга по Тверской епархии / Тверь. 1915 г. – С. 146.

[34] И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. – С. 212.

[35] Н.А. Архангельский. Слободка и Троица. Форум Путник.ру: https://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=14185. Дата просмотра 19.03.2022.

[36] Т.Е.В., 1903, №9 (1 мая 1903).

[37] И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник / Тверь. 1901. – С. 212.

[38] И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник / Тверь. 1901. – С. 212. Диакон Димитрий Васильевич Успенский, 29 лет, окончил духовное училище, в должности с 1890 г. Псаломщик Владимир Александрович Исполатов, 27 лет, окончил духвоное училище,в должности с 1890 г.

[39]Справочная книга по Тверской епархии / Тверь. 1915 г. – С. 146.

[40]Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 796. Ведомость о церкви в Удомельско-Богословском погосте за 1910 г. Церковь построена в 1841 г. тщанием прихожан, зданием каменная, колокольня каменная. Престолов пять: 1. Ап. Иоанна Богослова, 2. Архистратига Михаила, 3. Св. муч. Параскевы, 4. Введения Пресвятой Богородицы, 5. Николая Чудотворца. Л. 796 об. Ц. здания: сторожка, сарай, амбар, лавки. Л. 797. Часовен 4: при церкви св. муч. Параскевы, в д. Саминце Св. муч. Кирика и И улиты, в д. Мерлучине Казанской БМ и в д. Лайково Св. муч. Вонифатия. Л. 797 об. Школы ЦПШ в д. Лайкове, д. Саминце и при церкви. Обечается 25 мальчиков и 11 девочек. Староста при церкви Вышневолоцкий 2-й гильдии купец Иван Павлович Аксаков, 1905 г. Л. 798 об. Священник Виктор Петров Резвяков, 44 лет. Л. 799 об. Диакон Алексей Арсеньев Смирнов, 34 лет. Псаломщик Иван Петров Стромилов, 28 лет. Церковный староста Иван Павлов Аксаков, 63 лет. Имеет благословение Св. Синода с грамотою.

[41] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[42] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[43] Татьяна Бабаева. «Отпустить меня не хочет Родина моя…» // Наследие Вышневолоцкого уезда № 5: Имена в истории Вышневолоцкой земли. В. Новгород. 2021. – С. 25-26.

[44] Опись дел погоста Иоанно-Богословского // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6.

[45] Л. 523. Ведомость о церкви Удомельско-Богословскаго погоста за 1900 г. Л. 523 об. Ведомость о часовнях. При церкви Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, зданием деревянная, во имя Св. муч. Параскевынареченныя Пятницы, в длину и ширину на 41/2 сажени. Построена в 1844 г. усердием прихожан Богословской церкви с дозволения епархиальнаго начальства по случаю упразднения храма бывшаго в давния времена под названием Пятницкаго женскаго монастыря. От приходской церкви в 120 саженях, на том самом месте, где прежде был престол во имя мученицы Параскевы. Надзирает за ней церковный староста. В д. Саминце. Зданием деревянная. Во имя Свв. Мучеников Кирика и матери его Улиты. В длину и ширину на 3-х саженях. Построена в 1854 г. усердием крестьян означенной деревни с дозволения Еп. Нач., обита и покрыта тесом, а купол листовым железом и окрашен медянкою. Нова и крепка. Среди деревни. В д. Елмановой Горке. Зданием деревянная, во имя Тихвинской Божией Матери. В длину и ширину на 31/2 сажени. Построена в 1874 г. с разрешения Еп. Нач. усердием прихожан означенной деревни. Среди деревни. В д. Мерлугине (???). Зданием дереянная, во имя Казанской Пресвятой Богородицы. В длину и ширину на 3 ½ саженях. Построена в 1879 г. с разрешения Еп. Нач. усердием крестьян. В д. Паношине. Зданием деревянная, во имя Скорбящия Божия Матери. Построена в 1899 г. с разрешения Епархальнаго начальства, усердием крестьян означенной деревни. В длину и ширину на 4 ½ сажени. Среди деревни.

[46]Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16176. Л. 853. Ведомость о церкви во имя Скорбящей Божией Матери состоящей в с. Паношине Вышневолоцкаго уезда за 1910 г.

[47] Справочная книга по Тверской епархии / Тверь. 1915 г. – С. 147.

[48]Паношинская церковь// Удомельский архив. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Л. 22. «5 декабря 1924 г. из теплого собора бывшего Казанского монастыря, – писали члены приходского совета Паношинской церкви, – при ликвидации его в церковь с. ПаношиноВышневолоцкого уезда взяты следующие вещи.

Иконы из 1-го яруса правого придела: 1. Спасителя местная. 2. Божией Матери. 3. Архангела Гавриила. 4. Архангела Михаила. Из второго яруса: 1. Рождество Пресвятыя Богородицы. 2. Покрова Божией Матери. 3. Воздвижение. 4. Вход Господень во Иерусалим. 5. Крещение. 6. Сретение. 7. Тайная вечеря. 8. Несение креста. 9. Лобзание Иуды. 10. Смоленской Божией Матери. 11. Исхождение Господа пред Каиафой. 12. Темничка.

Из алтаря среднего придела: 1. Икона Господа Вседержителя. 2. Икона Св. МакарияКалязинского и Николая Чудотворца. 3. Три Напрестольныя креста, три подсвечника, один аналой деревянный, икона распятия. 4. Два складных аналоя для чтения». К документу на полях сделана приписка: «Все иконы живописныя, без риз, за исключением образа св. Николая, на каковом легкая серебряная риза».

[49] Служитель Божий. Отец Василий. Официальный сайт Валаамского монастыря: https://valaam.ru/publishing/709381. Дата просмотра 19.03.2022.