Найти в Дзене
"Путешественник во Времени"

"Нью-Йорк Таймс" о ЧВК Вагнер в Африке

Обзор статьи «Путин хочет верности, и он нашел ее в Африке», опубликованной «Нью-Йорк Таймс» 24 декабря 2022 года от «Путешественника во Времени».

Монумент русским инструкторам и бойцам ФОКА в столице ЦАР Банги.
Монумент русским инструкторам и бойцам ФОКА в столице ЦАР Банги.

Статью открывает фото установленной в столице Центральноаврицанской республики (сокр. ЦАР) скульптурной группы с героями российско-ценральноафриканского фильма «Турист» (2021). На заднем плане местный пролетарий везет тележку с пустыми ведрами. Думаю, таким образом, «Нью-Йорк Таймс» (сокр. НИТ) пыталась принизить эпичность монумента. В результате получился неплохой символ расставания Африки с западным колониализмом.

Автор статьи, Роджер Коэн (Roger Cohen) является матерым… журналистом с двойным (США и Британии) гражданством и 30-летним стажем работы во многих регионах мира.

Автор статьи «Путин хочет верности, и он нашел ее в Африке» натурализованный американец Роджер Коэн
Автор статьи «Путин хочет верности, и он нашел ее в Африке» натурализованный американец Роджер Коэн

Роджер Коэн имеет в своем активе «разоблачение боснийского концентрационного лагеря, управляемого сербами». Думаю, за чем-то подобным он был командирован и в ЦАР после появления там ЧВК Вагнер.

Что из этого в итоге у него получилось, я расскажу чуть позже. А пока — его довольно трезвый анализ происходящего в этой стране, который я разбавил своими комментариями (рекомендую тем, кто собирается смотреть или пересматривать упомянутый выше фильм "Турист" — для лучшего проникновения в сюжет): .

«Редко отличавшаяся стабильностью с момента обретения независимости от Франции в 1960 году, Центральноафриканская Республика, страна хронических переворотов и восстаний, страдающая от пористых границ и пагубного управления государственными учреждениями ради личной выгоды, в декабре 2012 года столкнулась с чем-то, напоминающим полномасштабную войну.
В течение последующего десятилетия разгорался многослойный конфликт, в котором участвовали более десятка вооруженных группировок, а с 2014 года — миротворческие силы ООН с годовым бюджетом в 1,1 миллиарда долларов. Это была одновременно борьба за власть, религиозный конфликт между христианами и мусульманским меньшинством, битва за контроль над ресурсами и опосредованная война алчных соседей.
Конфликт продолжается, но пока в минорном ключе. Лизбет Каллити (Lizbeth Cullity), американский заместитель главы миссии ООН, описала этот конфликт низкого уровня как “бей и беги, играй в прятки”, когда вооруженные группы отступают в кусты и появляются снова. “То, что у нас есть, — это ни война, ни мир”, — сказала она.
Сегодня из 6,1 миллиона человек 700 000 являются беженцами в других странах, 430 000 — внутренне перемещенными лицами, а 3,4 миллиона нуждаются в гуманитарной помощи, что Изабелла Лейх (Isabella Leyh) из Управления ООН по координации гуманитарных вопросов в Банги назвала “самым забытым из забытых кризисов».

Миротворческие силы ООН и находившийся там до недавнего времени французский воинских контингент не смогли (или не захотели — «Путешественник во Времени») стабилизировать обстановку до тех пор пока за дело не взялся царский президент Туадера.

«Когда г-н Туадера был избран в 2016 году (президентом ЦАР), он фактически контролировал лишь около 20 процентов территории страны. С 2017 года, не доверяя своей собственной армии и разочарованный французским военным присутствием, которое он считал неэффективным, он обратился к России в попытке восстановить контроль над районами, удерживаемыми повстанцами».
Президент ЦАР  Фостен-Арканж Туадера (Faustin-Archange Touadéra)
Президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера (Faustin-Archange Touadéra)
«Организация Объединенных Наций одобрила предложение Кремля направить военных инструкторов в Вооруженные силы Центральноафриканской Республики»

Интересный, на мой взгляд, момент — почему США или Франция не наложили на это решение вето? Ведь африканские страны традиционно считались "их дойной коровой".

Думаю, они не сомневались — Россию в ЦАР ждет поражение, президент Туадера будет показательно наказан («Вау!» (с) Клинтон при просмотре расправы над Каддафи) и это надолго отобьет охоту у желающих безопасности и стабильности обращаться к русским за помощью.

На худой конец, русских можно будет убрать из ЦАР после перевыборов Туадеры, который, по царской Конституции, в лучших демократических традициях, мог быть избран не более чем на два срока.

Но русские не оправдали западных надежд.

Коэн пишет:

«Безоружные инструкторы превратились в вооруженных наемников Вагнера».

Более того —

«В начале марта (2022), когда вторжение России в Украину продолжалось третью неделю, российский дипломат нанес необычный визит главе высшего суда ЦАР. Он прямо сказал: прокремлевский президент должен оставаться на своем посту на неопределенный срок.
Евгений Мигунов, второй секретарь российского посольства, утверждал, что суд должен отменить конституционное ограничение, ограничивающее президента двумя сроками. Он настаивал на том, чтобы Фостен-Арканж Туадера, который находится на втором сроке и окружает себя российскими наемниками, оставался президентом и дальше на благо своей родины.
“Я была абсолютно поражена”, — вспоминала 70-летняя Даниэль Дарлан (Danièle Darlan), тогдашний председатель суда, впервые описывая заседание 7 марта. “Я предупредила их, что наша нестабильность проистекает из желания президентов сделать свое правление вечным”.
Русский был невозмутим. Семь месяцев спустя, в октябре, г-жа Дарлан была отстранена от должности президентским указом, чтобы открыть путь для референдума по переписыванию Конституции, принятой в 2016 году, и отмене ограничений по срокам полномочий. Это эффективно укрепило бы то, что один западный посол назвал статусом Центральноафриканской Республики как “государства-вассала” Кремля».

МИД России не признает, что он оказывал такое либо давление по этому вопросу. И я ему верю. С Дарлан справились местные товарищи. Причем, вполне демократично, о чем свидетельствует то, что она свободно общается с западными журналистами, жалуясь им не только на русских, но и на своего демократически избранного президента.

Чтобы сгладить эту неувязочку, Коэн нагнетает:

«Российские наемники из той же теневой группы Вагнера, которая сейчас воюет на Украине, оседлали Центральноафриканскую Республику, страну, богатую золотом и алмазами. Их безнаказанность кажется полной, поскольку они передвигаются на автомобилях без опознавательных знаков, в балаклавах, закрывающих половину их лиц, и открыто носят автоматические винтовки. Крупные горнодобывающие и лесозаготовительные компании, которые сейчас контролирует Вагнер, являются достаточной причиной, чтобы объяснить, почему Россия не хочет представлять угрозы для послушного правительства».

(Вот откуда у Пригожина деньги на финансирование ВЧК — не из российского госбюджета деньги тянет, а честно зарабатывает их в дальних странах).

Далее следует цитата «из авторитетного источника»:

«“Они угрожают стабильности, они подрывают благое управление, они лишают страны минеральных богатств, они нарушают права человека”, —сказал госсекретарь Энтони Дж. Блинкен об оперативниках Вагнера на прошлой неделе во время саммита лидеров США и Африки в Вашингтоне».

Коэн приводит "факты леденящих кровь русских зверств" в ЦАР. Некоторое из которых он видел лично:

«Когда российский бронированный грузовик без опознавательных знаков несся прямо на нас, разбрасывая грязь, Ив Уэама, наш водитель, резко свернул вправо. “Вагнеровские фургоны никогда не уступают дорогу”, - сказал он. “Если ты не уберешься с их пути, тебе конец”».

О других узнал от местных.

«Джерсон Финару, известный бизнесмен, сказал, что три месяца назад он был в президентском дворце и видел, как “русские приезжают на автомобилях без опознавательных знаков, разбивают насосы и забирают бензин.”»

«“Русские контролируют все”, - сказал Абдул Азиз Сали, экономист по горнодобывающей промышленности, отметив, что Вагнер создал компании для добычи алмазов, золота и древесины в регионе. “Они высокомерны и жестоки. Когда они приходят на собрание, они даже не садятся.”»

Русские настраивают местное население против американцев.

«Российская пропаганда - это безжалостная антизападная атака, большая часть которой направляется через популярное радио Ленго Сонго. Марселин Энджикеле, тамошний журналист, сказал, что не может впустить меня на огороженную территорию радиостанции, потому что “мы должны спросить разрешения у наших российских контролеров”.
Его коллега, отказавшийся назвать свое имя, крикнул: “Мы - новое поколение. Дух господства и холодная война для нас закончились! Мы не принимаем ваше мировоззрение. Наши партнеры - русские.”»

«На берегу реки Убанги в России открылся культурный центр, предлагающий карусель для детей, уроки русского языка для взрослых и кинопоказы. Он находится примерно на полпути между французским и российским посольствами, являясь символом острой конкуренции между бывшим колонизатором Центральноафриканской Республики в Париже и ее нынешним хозяином в Москве.»

Из приведенных Коэном фактов, на меня особое впечатление произвело это, и вот это. Я не рискнул вставить их в этот обзор из-за крайней брутальности, поэтому опубликовал отдельно.

Ну и вот эта фотография.

Русская православная церковь в столице ЦАР Банги.
Русская православная церковь в столице ЦАР Банги.

Поскольку НИТ считается эталоном демократической журналистики, то в ходе подготовки статьи Коэн от имени редакции обратился за комментариями к основателю ЧВК Вагнер Пригожину.

«В ответ на вопросы о численности, насилии и политических целях группы Вагнера в Центральноафриканской Республике г-н Пригожин ответил: “Все ваши вопросы провокационны. Если вы готовы предоставить юридически оформленные гарантии публикации моих ответов в полном объеме, то я готов дать комментарии.” Предложение его пресс-службы оформить контракт с этой целью было (НИТ) отклонено.»

Несмотря на попытки представить действия в Африке русских, в целом, и ЧВК Вагнер, в особенности, в крайне мрачных тонах, Коен с прискорбием вынужден был признать их эффективность:

«Устав от западного лицемерия и пустых обещаний, уязвленные пожатием плеч, которое война в Африке вызывает в западных столицах по сравнению с войной на Украине, многие люди, с которыми я встречался, были склонны поддержать г-на Путина, а не своих бывших колонизаторов в Париже... “Когда горит ваш дом, вас не волнует цвет воды, которую вы используете для тушения пожара”, - сказал Оноре Бендуа, субпрефект Бриа, региональной столицы, расположенной примерно в 280 милях (или в шести днях езды по тому, что здесь принято называть дорогами) к северо-востоку от Банги. “У нас есть спокойствие благодаря русским. Они брутальны и эффективны”...
“Сегодня у нас в стране 5000 россиян”, - сказал в интервью Паскаль Бида Коягбеле, министр стратегических инвестиций и близкое доверенное лицо господина Туадеры. “Благодаря им мы вернули контроль над 97 процентами нашей территории”.
“Вы идете на работу утром и знаете, что вернетесь вечером”, - говорит Шанель Гана, работающая на мыловаренной фабрике Siriri в Банги.»

Коен констатирует:

«Россия, через Вагнера, явно полна решимости укрепить свою власть. Западные дипломаты говорят, что присутствие Вагнера сократилось после войны на Украине — поскольку некоторых отправили воевать, — но власть России в ЦАР остается твердой...
Путинская Россия... завоевывает друзей с помощью жесткой силы, которая в настоящее время распространяется более чем на дюжину африканских стран, включая Мали и Судан. Как и в Сирии, ее готовность применить силу обеспечивает желаемый результат.»

Под этой статьей в НИТ более 400 комментариев. В основном они сводятся к тому, что Запад напрасно пытается обвинять Россию в том, чем на протяжении многих лет занимался сам. Но кое-кто пишет, что "это другое". Переводы этих комментариев я здесь приводить не стал, поскольку они, как правил, однотипны и похожи на те, которые можно почитать в других моих публикация, помещенных в подборку "Америка, Америка".

Обзор статьи американской газеты "Нью-Йорк Тайм" "Путин хочет верности, и он нашел ее в Африке" подготовил Путешественник во Времени. Надеюсь, он вам, мои дорогие читатели, понравился.

Мой телеграмм-канал