Найти тему
Белогорочка

Вместе навсегда (3)

Продолжение

В первых числах августа Валю с дочкой выписали из роддома. Толик нес в одеяле на вытянутых руках дочь, Валя шла рядом. В те времена не устраивали пышных встреч из роддома. Дома конечно соберется родня поздравить с новорожденной, но и то не сразу.В селе знали и уважали народные приметы и обычаи на этот счет.

Дома Толик бережно передал сверток с дочерью матери. Она ловко перехватила его из рук сына и заглянула в одеяльце. "Наша красавица"-сказала мать и по щекам ее потекли слезы Вспомнилось ей как отец этой крошки прятался от фашистов, как боялась за его жизнь. А вот и он уже отцом стал. ее младший.

А Толик стягивал с себя мокрую рубаху, так он вспотел, пока дочь нес. Идти от больницы не близко, но был он в огромном напряжении от того, что боялся нечаянно ребенку боль причинить своими неумелыми движениями. Его отправили на улицу, мать с невесткой о чем то переговаривались о своем, о женском. Пришел отец, попросил показать внучку.Его морщины разгладились, суровое лицо посветлело. Обрадовали молодые прибавлением. Будет теперь и у них в доме весело. У старшего сына есть сынок. Но видят его изредка, да и то невестка от себя его не отпускает да больше к своей матери ведет мальчонку. Дочь два года как замужем, но нет пока у них прибавления. А если и будет, то там сваха всем будет заправлять. А это уж наша внучка!

Дед встрепенулся:"А назвать как решили? Девочка как ангелочек и имя надо красивое дать. А то вот меня назвали Кирюхой, вот всю жизнь и тяну лямку с этим именем..."

Валя удивилась:"Имя у вас редкое, мне так нравится Толиково отчество Кириллович Зря вы имя не любите свое. А мы дочь решили Иринкой назвать".

В комнате все затихли. Дед сказал "Красивое имя! Иринушкой звать будем. А то у нас в селе их Орынамы зовут" Мать поддержала :"Это раньше Орынкы были, а ты же сказал наша Иринушкой будет" Позже Толик сказал, что действительно в селе грубовато звучит это имя, но раз Вале нравится, то и он согласился.

А вот бабуня долго не унималась: "Придумали имя Орына, как больше имен нет", хотя к малышке тянулась, причмокивала на нее глядя. Хоть сын с невесткой признали внучку, она не видела сходства ребенка ни с маленьким Толиком, ни с другой родней.

Иринка родилась спокойной, все больше спала. А дело ку осени. Валя с тоской смотрела на желтеющие деревья. С приходом осени с ребенком предстояло сидеть в четырех стенах, все будут заняты, только бабуня будет бормотать в своей комнате. Поговорить и то не с кем.

Осенью пришла Толику повестка в армию. Заволновалась родня, не думали, что заберут. Родители пожилые, маленький ребенок, Толик единственный кормилец. Поехал в военкомат, а там говорят, что думать раньше надо было да бумаги собирать. Теперь заберут, а как все оформят то и демобилизуют. Толика это успокоило. А Валя расстроилась еще больше. "Как она останется здесь без него? А если с Иринкой что? Или сама заболеет? Что ей делать?"-смахивала она слезы.

Проводили Толика в армию в первых числах ноября и жизнь как бы остановилась. Все было серым и безрадостным. Валя каждый день писала ему письма и бегала на почту- их относила . Свекровь удивлялась: "Охота тебе туда по грязи идти, вечером письмоноска пройдет по улице, ей и отдашь". А Валя не хотела никого ждать, ей казалось, что пока она идет туда и обратно все время быстрее проходит, приближая возвращение Толика. Никогда она не думала, что будет без него так тосковать. Все валилось из рук, пропал аппетит. Дочь кормить надо, понимала, но ничего с собой сделать не могла. Все сидела у окна-почтальонку дожидалась. Получит письмо читает, а слезы по щекам катятся. Свекровь просит почитать письмо, она головой качает: "Это личное"

Это фото Иринки толику в армию отправляли...
Это фото Иринки толику в армию отправляли...

С дочкой проблем не было, росла здоровенькой. Вечером то один на руки возьмет, то другой.Она уже смеяться начала,зубки полезли. А Толик ничего этого не видел, только из писем знал. Дед санки сделал, зимними морозными днями спала Иринка на улице. Все соседи удивлялись, не заморозят ли девочку,виданное ли дело что спит полдня на улице. Зима на убыль пошла, день прибавился. Жизнь повеселела. Не то,что Валя привыкла без Толика, а сообщил он что скоро дома будет-ждет приказа о демобилизации со дня на день И явился он домой в начале марта. Вот уж радости то было. Сказала Валя :"Больше без тебя не останусь, только вместе везде будем."

Собрался он на прежнюю работу выходить, а здесь новость от соседа Михаила узнал: в селе у них формируется база геологоразведчиков и людей на работу набирать будут. Сразу туда и пошел. Вечером сообщил новость, что работать будет буровиком. Конечно будет сменами в поле выезжать:5 дней на работе, зато потом 5 дней дома. Отцу затея не понравилась. Семья вместе жить должна, ночевать в своей кровати надо. Валя тоже была расстроена. Но Толик стоял на своем. В геологоразведке дома строить будут и квартиры полевикам обещают в первую очередь. Да и зарплата неплохая. Сообщение о своей квартире Валю обрадовало и она согласилась с работой в поле. Как не хорошо было жить с родителями, а хотелось иметь свой угол, жить своими интересами.

И потекла жизнь дальше.Пять дней дома пролетали незаметно, а пять суток работы тянулись долго-долго.Иринка росла, хлопот не доставляла, Валя занималась домашними делами. Свекровь готовила, а Валя стирала, порядок в доме наводила. Когда Толик был дома, то вечерами ходили в кино. Дружбы особой не с кем не водили. на праздники собирались с родней. Летом Валя сообщила, что вновь беременна. Известие всех обрадовало и стали ждать пополнения в семье.

В апреле 1961 года Валя родила еще одну доченьку. Назвали ее Олечкой. Родилась она нездоровой, были проблемы с сердечком. Бабуня посмотрев на малышку после роддома сказала "Не жиличка она на этом свете", на нее прицыкнула свекровь. Но она и сама видела,что губки у Олечки синеют, дышит тяжело, не плачет, а постанывает.Валя не спускала малышку с рук. Все дела были оставлены ради ребенка. Но прожила она недолго, в августе ее не стало.

После смерти дочери Валя почернела лицом, ходила по дому как тень . Сказала,что дома у нее стоит перед глазами Олечка, что ей надо идти на работу. Все ее поддержали и устроилась она в сельпо подменным продавцом.

Поработать пришлось ей немного. В марте 1962 года Толику в числе первых выделили квартиру и предстоял переезд в Павловск. Городок небольшой, с работой проблемы. Зато своя квартира. Переехали, как только дом был сдан. Родители подарили на новоселье диван, перевезли стол, кровать а пару табуреток и стали обживаться на новом месте.

Вот такая бегала Иришка у бабушки в селе
Вот такая бегала Иришка у бабушки в селе

Если Валя с Толиком радовались новому жилью. обустраивали его, то Иришка в город не хотела. Ей у бабушки было лучше. С бабуней ходила она по гостям, в саду собирала ягоды. Была общей любимицей и центром внимания.

А это Ирина в павловской квартире 1963 год
А это Ирина в павловской квартире 1963 год

Толик ездил по сменам в поле. В выходные они все вместе приезжали к родителям. Помогали по хозяйству, в огороде, в домашних делах. Много раз свекровь предлагала остаться Вале у них пока Толик на смене.Но Валя не соглашалась без мужа остаться и на день. Со свекровью отношения оставались доверительными и близкими. Вечерами они по долгу засиживались за разговорами. И Валя признавалась, что свекровь у нее ближе мамы, как подруга. С ней обо всем говорила без утайки, делилась проблемами и секретами.Дочь оставляла без сомнений,знала ,что будет присмотрена .С бабуней отношения тоже стали более теплыми. И все через Иринку, в которой старушка души не чаяла.

Продолжение следует...