Давай сегодня поговорим о мечтах каждого второго третьего ITшника сделать свой стартап. Сегодня я отвечу на вопрос - Стоит ли самому запустить свой стартап? Для тех кто хочет быстрый ответ - нет, бросьте эту идею. Для тех кого этот ответ не устраивает, пойдемте разбираться.
Все что ты сможешь прочитать ниже - только мой опыт. У меня есть опыт создания стартапа, у меня есть опыт работы в стартапе, у меня есть опыт провальных стартапов, у меня есть опыт успешный стартапов. И самое главное я работал НЕ над стартапами. Как видно, тема мне интересная.
Кроме того, я еще закончил Стартап академию в Сколково. Много вы знаете программ в РФ, которые целенаправлено выпускают стартаперов?
Вайб
Современные сериалы и кино дали стартапа определенный вайб. Стартапы это про дух свободы, много миллиардов-триллионов денег прибыли ну и про успешный успех. Все что я буду делать дальше - это рассказывать, а что такое стартап на самом деле.
Кхм, сейчас будет первое разочарование - это вообще не про это. Стартап - это бизнес. И мне особенно интересно смотреть на “свободных стартаперов” у которых загрузка 16 часов в неделю.
Если вся цель твоего стартапа - это путешествовать и работать откуда угодно, то иди на фриланс. Я серьезно. Это самый популярный ответ на вопрос “Зачем?”.
- Зачем тебе делать стартап?
- Ну я хочу быть свободным, путешествовать и не быть привязанным к определенному месту.
Давай покажу небольшую логическую цепочку:
- Я хочу быть свободным
- Значит кто-то будет работать на тебя
- Значит у тебя будут сотрудники
- Значит сотрудниками нужно управлять
- Значит нужно на них тратить время
Внимательные смогут заметить, что в таком режиме идея “путешествовать и не быть привязанным к одному месту” не очень то и работает.
Я серьезно - если ты хочешь путешествовать и не быть привязанным к одному месту, то просто уходи на фриланс и путешествуй (если, конечно, сможешь себе это позволить 😈)
Деньги
Поговорим о единорогах. Каждый стартапер мечтает стать единорогом. Единорог, это компания, которая оценивается в 1 млрд $.
Давай я задам тебе вопрос - “Зачем твой клиент будет тебе отдавать свои деньги?”. Слышал что нибудь про маркетинг? Про конкуренцию? Про CJM? Про GTD?
Тебе нужно будет создать продукт, который полюбят все до такой степени, что отдадут за него деньги. Если ты закрываешь какую либо “боль” другого человека, он готов за это платить. Знаешь какой ключевой инсайт тут?
Ты решаешь “боль” другого человека, а не свою!
Это одна из ключевых проблем “стартаперов” - придумать идею/проект и думать, что вот сейчас все уж точно встанут в очередь в кассу за твоим продуктом.
Допустим, ты прошел первые этапы, запустил MVP и у тебя есть первые продажи. Далее, вместо того, что бы заниматься развитием твоего продукта, тебе придется срочно закрывать дыры в своей финансовой грамотности и искать пути, как наконец то прекратить быть “планово-убыточным”.
Мой пет-проджект станет стартапом
Сейчас будет больно:
Ваш пет-проджект - это нихера не стартап.
Даже если вы работаете с другом. Даже если вам сказали, что идея отличная. Даже если вот вот и будет MVP. Серьезно, если вы не можете выделить время на то чтобы довести до результата ваш пет-проджект, то о каком стартапе может идти речь.
Я рекомендую закопать поглубже идею сделать из своего пет-проджекта стартап. Только разочарования будет больше. (Только не бросай свои пет-проджекты 😀 )
Зачем?
Стартапы это про дизрапт, про перелом и про новые безумные идеи. Если все что выше тебя не останавливает, то только после этого, стоит говорить на тему “Почему нужно самому запускать свой стартап”
Меня зовут Ростислав, и у меня есть что рассказать про стартапы. Подпишись на мой Telegram - https://t.me/when_ros