Найти тему
Русская Семёрка

Последние слова Слободана Милошевича: что президент Югославии предсказал России перед смертью

В марте 2014 года в эфир вышел выпуск «Вестей недели» телеканала «Россия-1», посвященный пятнадцатилетию со дня начала бомбардировок Югославии авиацией НАТО. Известный журналист Дмитрий Киселев, вспоминая это событие, зачитал отрывок из последнего интервью экс-президента Югославии Слободана Милошевича.

Киселев, впрочем, отметил, что есть скептики, отрицающие подлинность этих слов покойного экс-президента. Но поскольку высказывание очень яркое и точное, телеведущий все же счел возможным его озвучить.

«Мы – прыщи на политической карте Европы»

Чтобы лучше понимать пафос этих слов, нужно вспомнить обстоятельства, при которых они (если считать, что их автор – действительно Милошевич) были произнесены.

Слободан Милошевич – последний президент Югославии и первый президент республики Сербия. Этот политик на протяжении всей своей карьеры предпринимал отчаянные усилия к тому, чтобы Югославия – некогда одна из самых успешных и богатых стран Европы – не распалась на отдельные государства, сохранив свою независимость и самобытность. Он активно поддерживал сербов, живущих в Боснии и Хорватии, боролся против выхода Косова из состава Сербии. Сдаться его вынудили бомбардировки НАТО, в ходе которых погибли и получили ранения 9 тысяч гражданских лиц, но было уничтожено всего 7 танков. Милошевич вывел югославскую армию из Косово. Он пал первой жертвой череды «оранжевых революций» в восточной Европе, был арестован и переправлен в Гаагу, где суд над ним продолжался в течение пяти лет и завершился со смертью политика в 2006 году. Он умер в тюрьме в 2006 году в разгар судебного процесса, в ходе которого умело и уверенно защищал себя сам, отказавшись от услуг адвокатов. В 2017 году международный суд в Гааге признал Милошевича невиновным в преступлениях, которые ему приписывались.

Вся история с бомбардировками Югославии, арестом, судом над Милошевичем, и, наконец, с его оправданием, которое трибунал спрятал в недрах вердикта по делу лидера боснийских сербов Караджича, стала яркой демонстрацией политики западного мира в отношении государств, которые не согласны с «западными ценностями». Милошевич, говоря о раздроблении своей страны, сказал, что бывшие республики Югославии стали «прыщами на политической карте Европы».

«Посмотрите на нас и запомните – с вами сделают то же самое!»

Так какие же слова приписывают Милошевичу в качестве его «политического завещания» братскому русскому народу?

В интернете гуляет несколько вариантов текста, схожих между собой. Вот наиболее «канонический» отрывок из интервью, которое Милошевич, как считается, дал в тюрьме незадолго до смерти: «Русские! Я сейчас обращаюсь ко всем русским, жителей Украины и Беларуси на Балканах тоже считают русскими. Посмотрите на нас и запомните – с вами сделают то же самое, когда вы разобщитесь и дадите слабину. Запад – цепная бешеная собака, вцепится вам в горло.

Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же! Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ, чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много, целых три страны, а единства нет. У вас есть все свое: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура...».

Милошевич был сербом, у этого народа традиционно очень теплое и братское отношение к России. Его отец был преподавателем русского и сербского языков и придерживался панславистских взглядов, мать была членом коммунистической партии и с огромным уважением относилась к СССР. Воспитанный в таком духе человек вполне мог произнести слова о родстве русского, украинского и белорусского народов и призвать к единству, и к сопротивлению натиску западного мира. Да и вся политика Милошевича является подтверждением этого тезиса. Поэтому указанная цитата, хоть и не имеет надежного источника, все же может считаться подлинной.

Что еще говорил Милошевич

За три дня до своей смерти Милошевич написал письмо в МВД России, посвященное его желанию лечиться у русских врачей и противодействию этому со стороны его тюремщиков. В письме есть и такие строки: «Я думаю, что настойчивость, с которой мне не позволяют получить медицинскую помощь в России ... мотивируется страхом, что ... неизбежно откроется, как в ходе суда велась злонамеренная кампания против моего здоровья — ее факт невозможно спрятать от русских специалистов... Я обращаюсь к вам, ожидая, что ... мне удастся получить адекватную медицинскую помощь в одной из ваших больниц, к врачам, к которым, как и к России, я питаю абсолютное доверие».

Еще в 1993 году в газете «Правда» была опубликована статья сербского лидера «Югославия – первая жертва германского реваншизма». В статье говорится: «Все началось с объединения Германии. Как только это случилось, Германия стала наказывать победителей Второй Мировой войны. Пресса с немецкой педантичностью разделила мир на хороших и плохих. «Хорошие» — это те, кто во Второй Мировой войне был с фашистами и проиграл войну. А «плохие» — те, кто не был с ними и выиграл войну... Югославию надо было разрушить. Югославия стала первой жертвой политики реваншизма».

И еще одно, очень яркое предвидение: «Все страны, которые оказались в положении ограниченного суверенитета, с правительствами, находящимися под влиянием иностранных сил, со стремительной быстротой становились нищими ... Великий раскол на большинство нищих и меньшинство богатых – это картина Восточной Европы последних лет, и все мы ее можем видеть... Вместе с национальным унижением, расчленением государства и социальным крахом будут наблюдаться различные формы социальной патологии, среди которых первой станет преступность... Одна из главных задач марионеточного правительства – если таковое придет к власти, – заключается в разрушении национального самосознания. Государства, которыми управляют извне, относительно быстро расстаются со своей историей, ... со своими традициями, со своими национальными символами, со своими обычаями, часто и с собственным литературным языком».

Эти пророческие, без преувеличения, слова, были сказаны еще в 90-х годах прошлого века.