Компоновка Функционально-грузового блока «Заря»
Функционально-грузовой блок «Заря» состоит из двух отсеков - приборно-герметичного отсека ПГО и герметичного адаптера ГА или ПХО. Отсеки между собой разделены днищем с люком диаметром 800мм.
Приборно-герметичный отсек предназначен для размещения оборудования служебных систем, необходимых для управления и обеспечения стыковки с другими элементами МКС, а также систем жизнеобеспечения, электроснабжения и научного оборудования.
Герметичный объем отсека составляет 64,5 куб.м. Внутри ПГО разделен на приборную и жилую зоны. В приборной зоне размещены блоки бортовых систем. Жилая зона предназначена для работы экипажа. В жилой зоне находятся элементы систем контроля и управления бортовым комплексом, аварийной сигнализации и предупреждения. Приборная зона отделена от жилой зоны панелями интерьера. Объем для хранения грузов в ПГО составляет 6,7 куб.м. Приборно-грузовой отсек функционально разделен на три части: ПГО-2 – это коническая секция ФГБ, ПГО-3 – примыкающая к ПхО цилиндрическая секция, ПГО-1 – цилиндрическая секция между ПГО-2 и ПГО-3.
Основой конструкции всех отсеков является единый сварной герметичный корпус. Внутри гермокорпуса установлен каркас интерьера, на котором размещено оборудование. Герметичный корпус – сварной, выполнен из алюминнево-магниевого сплава.
Сферическое днище ПГО имеет кольцевое утолщение для установки ПхО. Заднее коническое днище снабжено посадочным местом для установки стыковочного агрегата. К гермокорпусу ПГО приварены змеевики системы обеспечения теплового режима СОТР.
Внутри герметичного корпуса установлен каркас интерьера. На нем размещено оборудование, для работы которого необходимы герметичные условия. В состав этого оборудования входят блоки служебных систем и научной аппаратуры.
ПГО-2 состоит из конического днища и конической обечайки, соединенных шпангоутом диаметром 4100 мм. Здесь размещаются в основном приборы и агрегаты системы борта. На полу конического днища ПГО, сразу за переходным люком, расположен пост управления модулем с рабочим местом оператора, аппаратура системы управления бортовым комплексом и аппаратура телеоператорного режима стыковки ТОРУ. Под панелями пола и стен в районе конической обечайки расположены зоны хранения оборудования.
За ПГО-2 идет цилиндрический ПГО-1. Здесь размещаются приборы и агрегаты систем модуля. Под полом ПГО-1 размещены шесть буферных электрохимических аккумуляторных батарей, которые остаются на весь срок работы модуля в составе МКС. Обе стены ПГО-1 образованы съемными панелями. За ними установлены служебные системы.
Далее идет ПГО-3, образованный цилиндрической обечайкой того же диаметра, что и ПГО-1 (2900мм.), который заканчивается сферическим днищем. По бокам ПГО-3 имеются две цилиндрические ниши, в которых установлены приводы Б16 системы ориентации солнечных батарей. Под панелями потолка и стен ПГО-3 расположены зоны хранения оборудования и материалов.
На внешней поверхности ПГО располагаются блоки двигательной установки модуля. Два блока двигателей коррекции и сближения (ДКС) 11Д442 установлены на стыке конической и цилиндрической обечаек. Два блока с двигателями причаливания и стабилизации (ДПС) 11Д458 и точной стабилизации (ДТС)17Д58Э установлены попарно на стыке конической и цилиндрической обечаек ПГО. На приводах Б16 ПГО-3 установлены две складные ориентируемые солнечные батареи.
Снаружи ПГО установлены 16 топливных баков, баллоны с гелием, панели радиационного теплообменника СОТР, солнечные и инфракрасные датчики системы управления движением, приборы, используемые для управления движением модуля, антенны командной радиолинии, телеметрического контроля, командно-измерительной системы, радиотехнической системы стыковки «Курс» и телеоператорного режима управления ТОРУ.
По оси модуля со стороны конического днища установлен активный гибридный стыковочный агрегат системы стыковки и внутреннего перехода (ССВП-М). Поверхность гермокорпуса ПГО закрыта панелями микрометеоритной защиты, а поверх нее – экранно-вакуумной изоляцией.
Герметичный адаптер ПхО служит для размещения оборудования, обеспечивающего механическую стыковку с элементами МКС, а также комплект антенн для пассивной стыковки. Снаружи ПхО установлен узел захвата РDGF для обеспечения стыковки с манипулятором шаттла. Объем отсека составляет 7,0 куб.м. Он состоит из сферической и конической секций. Большим диаметром конической секции ПхО крепится к ПГО-3.
Внутри ПхО размещена аппаратура служебных и станционных систем. Через люк между ПхО и ПГО проходит быстроразъемный воздуховод системы вентиляции модуля.
Снаружи ПхО установлены два стыковочных узла: осевой пассивный андрогинный перифирийный агрегат АСПП и нижний пассивный агрегат ССВП. Снаружи ПхО стоят два блока двигателей ДПС 11Д458, блок компрессоров для перекачки топлива в баки, антенны, стыковочные мишени, устройства и панели для фиксирования интерфейсных кабелей передачи электроэнергии, команд и данных, средства фиксации космонавтов, такелажный узел PDGFдля захвата дистанционным манипулятором.
Данный материал подготовлен по открытой информации ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ЦНИИмаш, NASA, Boeing, журнала «Новости космонавтики».