Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, Десятого пересмотра МКБ-10, разработка 1989 г., принятая ВОЗ в 1990 году и заменяемая в 2022 году очередной версией МКБ -11. Основным нововведением стало использование алфавитно-цифровой системы кодирования, предполагающей наличие в четырёхзначной рубрике одной латинской буквы, за которой следуют три цифры со включением точки, что позволило более чем вдвое увеличить размеры структуры кодирования. Введение в рубрики букв или групп букв позволяет закодировать в каждом классе до 100 двухзначных категорий с десятком субкатегорий в каждой. Из латинского регистра в 26 букв использовано 25, буква U оставлена в резерве.
Я начала практиковать психологию ещё во время обучения в вузе в 2015 году. Первыми моими клиентами стали коллеги по работе и друзья. Когда я писала дипломную работу, то мне необходимо было добавить к нему приложение и практику. Клиентов было пять человек, и тогда я поняла, что взяла на себя очень большую нагрузку, а для новичка этот объём был велик. Лучше было бы показать пример одной полноценной и развёрнутой психологической консультации, чем измучить себя работой с разнообразными, неподъёмными темами и загружать клиентов домашними заданиями. Сначала у меня был сильный интерес к новой профессии, и хотелось охватить все сферы психотерапии, всё попробовать и поэкспериментировать разные методы работы с людьми. В процессе консультаций я осознала то, что очень важно найти свою нишу, целевую аудиторию и наиболее приемлемые, удобные для психолога темы.
Вначале был энтузиазм, желание впитать в себя всё, что рассказывает мне клиент. Я внимательно слушала всех и прочитывала все сообщения. Однако вскоре, примерно, через пару лет меня накрыло эмоциональное и профессиональное выгорание. Быть готовым выслушать человека, найти правильные методы лечения, подвести итоги работы было непросто. Когда мне становилось плохо после консультаций, я обращалась к супервизорам и к научному руководителю за помощью. Облегчение наступало на время, а потом накрывала снова необъяснимая тоска и понимание того, что спасти мир и всех людей невозможно. Я сделала вывод о том, насколько важно сохранять психику психологу во время слушания историй клиентов. Всё то, что мы читаем, слушаем, смотрим, может быть разрушительно для нас и привести нас к депрессивным и тревожным расстройствам. Особенно, когда ты впечатлительная и чувствительная женщина, тебе всех жалко и в тебе развито сострадание к людям.
Я изучала техники самозащиты и училась абстрагироваться от клиентов. Моя отстраненность и нейтральность, пассивное слушание воспринималось некоторыми людьми, как безразличность, усталость, отсутствие интереса, желания и возможности им помогать. Они начинали провоцировать меня на реакции и говорили, что хотят от меня получить эмоциональную обратную связь, рефлексию, дружескую поддержку. Очень часто люди приходят просто поговорить и получить тепло. Они путают коммуникацию с родственниками и друзьями с профессиональной помощью специалиста, разбирающегося в поведении и психике клиентов. Истории многих клиентов были чудовищными, слушать, читать их простыни, исповеди-послания мне было невыносимо. Психологи и психотерапевты не роботы, а живые люди, поэтому они могут сильно переживать за своих клиентов. Вначале я не спала ночами и думала о том, как помочь клиенту. Потом я поняла, что это неправильно. Я себя загоню в угол, растрачу впустую все ресурсы, и это будет негативный бумеранг в мою сторону.
Супервизия помогла мне поставить голову на место, уложить все эмоции и своевременно не залипнуть, отделиться от историй клиента. Прежде всего, Вам нужно определиться с тем, кто перед Вами находится в эту минуту. А определить кто это – шизофреник или психически здоровый человек поможет тогда реальная практика в профессии, клиническая психология, знания психиатрии. Без этих знаний никуда нельзя выйти. Например, я изучала разные расстройства личности и психические заболевания людей, таблицу МКБ-10 в Вузе, но я психолог, не практик психиатр. Поэтому, когда ко мне приходит шизофреник, а это порой, ну, очень гениальные рассказчики и умнейшие люди, то я не смогу сразу определить то, что это точно он и на 100 %. Их истории могут напоминать «белую горячку». Это всегда какие-то запредельные идеи и сверхоригинальные сны. Тело человека или животного в них всегда имеет какие-то вытянутые, очень длинные или слишком короткие, непропорциональные формы. Я сразу вспоминаю героиню Л. Толстого «Анну Каренину», но она же принимала морфий и не мудрено, что женщина находилась под воздействием галлюцинаций.
Синхроничность (синхронистичность, нем. Synchronizität) — термин, введённый швейцарским психологом и мыслителем Карлом Густавом Юнгом. Юнг описывает синхронистичность как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события «нефизическим» (непричинным) путём, только на основании их смысла. Например, явления: телепатии, астрологии, странных совпадений, ясновидения, действия магических практик, поведения пчёл и даже переживаний пациентов в состоянии клинической смерти. Юнг обсуждал это с физиком Вольфгангом Паули. Скептики Жорж Шарпак и Анри Брош считают синхроничность Апофени́ей (от др.-греч. ἀποφαίνω «высказываю суждение, делаю явным» ← ἀπο «из-» + φαίνω «представление») — переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных.
Все мы живые люди, поэтому синхроничности нам бывает не избежать. В нашем теле может откликаться опыт жизни клиента. Между психотерапевтом и клиентом в эту минуту образуется единое поле, состоящее из информации о ситуации и отношений к ней. В этот момент нужно не пропускать и внимательно наблюдать, отслеживать всё то, что происходит с мимикой лица, с телом, с голосом. Импульсы тела могут сбивать траекторию консультации. Что поймёт клиент, если психолог вдруг расплачется на консультации и скажет ему: - ой, простите, не могу сдержаться, у меня тоже столько всего пережито, неврозы, знаете ли. Пришёл на работу, надел на себя скафандр со шлемом психолога или психотерапевта и ведёшь себе спокойно консультацию. Здесь есть клиент и его история жизни. Здесь нет членов твоей семьи или друзей детства. Это очень сложно. Надел на себя рабочую маску, снял с себя её через час после консультации, помыл руки, прополоскал рот. Что делать, если клиент начинает кричать на психолога, либо в воздух в процессе консультации? Психолог сидит, молча, ждёт, когда клиент освободиться от эмоций, успокоится, и только тогда начинает говорить. Если психолог невротик, то он будет ощущать колебания внутри своего тела и начнёт кричать в ответ клиенту, ошарашив этим человека и вызвав у него недоумение и немой вопрос: - а куда я пришёл, для чего плачу деньги? В этой ситуации психологу тоже нужно сохранять лицо, владеть собой, не впадать в стресс от криков людей.
Если психотерапевт хороший практик, то он сразу определит то, что перед ним находится психопат. Если он своевременно не выявит это, то может получить удар предметом по голове, который клиент нашёл на его столе. Специалист не расслабляется, он всегда в тонусе, слушает дыхание, отслеживает позы и микроэмоции лица клиента. Как же должен вести себя правильно психолог, грамотно вести коммуникацию и не потерять себя? Для этого нужно читать научную литературу и практиковать психотерапию. Что я могу порекомендовать Вам по теме «Сохранение психики психолога во время слушания историй клиентов»? Необходимо знать классификацию клиентов и методы работы с ними.
В экспериментальной психологии приято выделять две составляющие гипотезы – зависимую переменную (испытывающую влияние) и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную). Для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две – три конкретные ситуации, которые должны быть: 1. тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента; 2. типичными для жизни клиента; 3. желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.
Рекомендации (типы клиентов и техники):
- Учиться диагностировать состояние, поведение клиента и определять его тип.
- Необходимо облегчить эмоциональное состояние клиента при помощи полезных методик.
- Нужно знать, как помочь клиенту принять ответственность за то, что с ним произошло.
- Необходимо помочь клиенту осознать нешаблонные способы его действий.
- Психолог должен уметь проявлять черты зрелой личности перед клиентом.
- Клиент побуждается психологом к пониманию своих проблем и к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках.
- Отношение между психологом и клиентом – это режим контакта "человек - человек", как взаимодействие двух равноценных людей "здесь и теперь".
- В ходе первичной консультации психологом применяются техники «расспрос клиента», «формирование и проверка консультативных гипотез».
- Психолог должен уметь выявлять и корректировать установки клиента. Подвести итог консультации, сделать выводы, дать домашнее задание.
10. Если клиент настаивает на частых консультациях, то, как быть психологу: готов ли он принять на себя такую ответственность.
11. Во всех случаях проявления враждебности со стороны клиента необходимо понять причины этого состояния. Знает ли психолог карту эмоций, в которую входит гнев, злость, агрессия, и как работать с ними.
12. Тревожность предупреждает об опасности, либо угрозе, а причины нездоровья клиента могут быть разными, поэтому психологу очень важно разглядеть все «лики» тревожности у человека.
13. Если клиент перебивает психолога, либо пытается подавить его, то не нужно вступать в споры, а резко оборвать клиента и указать на недопустимость подобного поведения.
14. Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями. Основу патологических страхов составляет глубоко скрытая тревожность.
15. При консультировании обсессивных личностей, психолог должен помочь клиенту проявить волю и преодолеть постоянное повторение нежелательной, навязчивой мысли.
16. Сложность составляет консультирование демонстративных, артистичных, истеричных клиентов, так как они пытаются вовлечь психолога в эротическую игру чувств, пряча за ширму обмана свои истинные потребности в теплоте другого человека.
17. Шизоидная личность представляет одну из наибольших трудностей в работе психолога, так как там проявляются симптомы шизофрении. Они могут быть саркастичны во время рассказа о смерти других людей, скудны в эмоциях, могут сказать, что психолог их путает и сбить с цели.
18. Асоциальные личности склонны обманывать психолога, манипулировать им, льстят, хитрят с ними.
19. Психосоматический клиент всегда имеет вторичные выгоды от своих заболеваний, как правило, за жалобами на здоровье прячутся конфликты. Невротическая вина возникает из-за фантазий и нарушения запретов.
20. Депрессивный клиент – это мазохист, им управляет самобичевание, самоунижение, подсчитывание неудач и невезения в жизни.
21. Психологу, помогающему клиенту, с травмой потери близкого или любимого следует разбираться в символической природе тоски. Он не может клиенту воссоздать утраченного человека, но способен предложить ему технику - фантазию.
22. Консультация плачущего клиента – состояние угнетённости или злости человека снимается сказкотерапией и библиотерапией, дыхательной практикой.
23. Во время проведения консультации с клиентом не забывать дышать, вдох-выдох, менять позы, не зажиматься, пить воду. Если клиент не Ваш, то лучше его перенаправить к другому специалисту.
Вывод: Сохранение психики психолога во время слушания историй клиентов - это важная цель каждого специалиста, психолога, психотерапевта. Необходимо обучаться новым знаниям и техникам работы, учиться управлению своими эмоциями и регулированию поведения, своевременно обращаться к супервизорам и оттачивать практику, мастерство психологического консультирования. Чем больше клиентов, тем больше опыта работы. Успехов в профессии, коллеги! Не забывайте тестировать себя на эмоциональное выгорание. В помощь, как и всегда, я рекомендую Вам тесты В. Бойко.
Спасибо за Внимание!
© Юлия Вадимовна Воронина, Психолог, Библиотерапевт – г. Санкт-Петербург, 2021. Все права защищены. https://www.b17.ru/woronina/#consultation
Приглашаю Вас в свою группу "Психологическая помощь. Терапия искусством": https://vk.com/metaforina
Автор: Юлия Вадимовна Воронина
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru