Здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаю финализировать автомобильный 2022 год и сегодня поговорим про китайские автомобили, которые, как нам обещали, должны завоевать наш авторынок. Чтобы в каждом дворе стояли только китайские автомобили. И на примере сравнения 2020, 2021 и 2022 годов я Вам покажу, что эти фантазии применительно к 2022 году не реализовались от слова совсем.
Распределение продаж китайских марок за 2020-2022 годы
Для сравнения я выбрал три года, с 2020 по 2022. Почему я так сделал? Как все помнят, в 2020 году началась пандемия и ограничения, поэтому в плане нарушения логистических цепочек и т.п. между 2020 и 2022 годами можно поставить знак равенства. А 2021 год на фоне 2020-го был годом восстановления. И что же показали продажи китайских марок?
Три компании, Haval, Chery и Geely, продемонстрировали существенный рост продаж в 2021 году. Haval почти преодолел планку в 40 тысяч проданных автомобилей, Chery более чем в 3 раза увеличил продажи, ну а Geely уверенно занял третье место по продажам на российском авторынке.
А теперь давайте зададимся вопросом - если Китай не приостанавливал торговые потоки с Россией, Haval имеет локализованное производство в России, а Geely - в Белоруссии, конкуренции на рынке нет, то можно было бы ожидать роста продаж хотя бы для этих двух марок? Да, можно было бы. Но этого не произошло.
Здесь Вы можете воскликнуть - смотрите, доля рынка в 2020 году была 3,6%, а в 2022 - аж 18%. Но я хочу обратить внимание несколько на иное - в плане общего числа проданных автомобилей 2020 и 2021 сопоставимы друг с другом и на этом фоне представленность китайских автомобилей выросла с 3,6% до 6,9%. А в 2022 году последовал обвал - число проданных автомобилей уменьшилось на 58,8%. Более чем наполовину. А продажи китайских автомобилей почти не выросли - в 2021 году продали 115,7 тыс. автомобилей, а в 2022 - 123,6 тыс. Прирост - всего на 6,8%. Поэтому эти 18% рынка не являются заслугой китайских автопроизводителей, а результатом массового ухода европейских автопроизводителей.
Haval, который разочаровал
Если выбирать фаворитов в рубрику "разочарование года", то первую строчку занимает в ней Haval. Строить завод в России, проводить агрессивную рекламу в духе поколения Z и в 2022 году продать меньше автомобилей, чем в 2021.
Согласно отчётам Ассоциации Европейского Бизнеса [1], самой продаваемой моделью стал компактный кроссовер Haval Jolion, который в 2022 году был продан в количестве 17 тысяч 112 экземпляров, тогда как в 2021 году на нём остановили выбор 9877 человек. И, надо сказать, при своей стартовой цене в 1 миллион 189 тысяч рублей это был не такой уж и плохой выбор:
Ну а потом последовал ловкий трюк в виде повышения цены почти на 1 миллион рублей (впрочем, такой же трюк провернули все автопроизводители) и автомобиль, в котором ничего не изменилось, стал стоить более 2 миллионов рублей. Этот вопрос я уже обсуждал, не буду снова на нём останавливаться.
Ну а самый многообещающий и инновационный Haval F7? Если в 2021 году его купили 12386 ед., то в 2022 - только 7440. Причина, в том числе, и в ценовой политике. Ну а Haval Dargo, который автоблогеры хвалили на все голоса? В ноябре 2022 продали 351 штук, в декабре - 477.
А вот Great Wall, которая вернулась на российский рынок с пикапами, показала себя отлично - 1641 проданный за год автомобиль.
Chery - на них стоит равняться
Поэтому я остаюсь при своём мнении - сейчас лидером среди китайских марок является Chery. Которая прошла весьма тернистый путь от лицензионных копий до собственных платформ, причём не в экспресс-режиме за несколько лет, как это пытается делать Haval, а за десятилетия. Поэтому если выбирать из тройки Haval, Chery, Geely, то я выбираю либо Chery, либо Geely.
Хоть Chery и перестал передавать информацию о продажах по моделям, тем не менее, годовые отчётности Ассоциацией Европейского Бизнеса были представлены и я рискну предположить, что самой продаваемой моделью стал Chery Tiggo 7 Pro (учитывая динамику предыдущих лет, думаю, что их продали не менее 18 тысяч штук).
Т.е. уже который год компания демонстрирует устойчивый рост, при том что Chery импортировал автомобили в Россию, а Haval имел полностью локализованное производство. Так что в 2023 году Chery установило исторический рекорд продаж. Если считать не только марку Chery, но и суббренды Chery, Cheryexeed и Omoda, то всего было продано 53804 автомобилей.
Geely - стабильный небольшой рост
Компания Geely избрала путь кооперации. Поэтому эту марку можно выбрать за европейские (правильней сказать скандинавские) технологии, т.к. Geely выкупила Volvo. Если уж и выбирать автомобиль для "среднего возраста", то им вполне может быть Geely. И 2022 год компания прошла ровно. Можно сказать, что сохранила показатели 2021 года.
В ТОП-25 самых популярных моделей в 2022 году попали компактный кроссовер Geely Coolray (11692 проданных автомобиля, 10 место) и кроссовер Geely Atlas Pro (6811 проданных автомобиля, 22 место).
Все остальные китайские компании
Если вкратце, то лучше всяких слов ситуацию охарактеризуют сухие цифры. Совокупно компании Changan, FAW, DFM, GAC, Lifan, Brilliance, Foton и Zotye продали 10 тысяч 166 автомобилей. Т.е. от общего числа продаж это составляет жалкие 8,2%.
Лишь DFM улучшил показатели 2021 года, в России он продаёт семиместный кроссовер 580 и коммерческий грузовичок Captain-T.
Другие мои статьи
Сравнение китайских автомобилей марок Haval и Chery: какая из них перспективней?
Продажи автомобилей в России в 2022 году: самые популярные марки и модели
С уважением, Юрий (kua1102)