Найти тему
Культур-трегер

"Сталинистка" и "Шестидесятница": о двух типах женщин в "Карнавальной ночи", и почему в этом фильме много Западного влияния

Справедливо отмечено, что фильм "Карнавальная ночь" стал одним из символов т.н. "Хрущевской оттепели". Но он же в прямой форме противопоставляет два женских образа - ушедшей "Сталинской" и новой эпохи Никиты Хрущева.

Конечно, русскую красавицу Тамару Носову в роли секретарши Тоси Бурыгиной можно назвать "Сталинисткой" с некоторой условностью.

Но в этом фильме она является прямым антиподом гипер современной Леночки Крыловой т.к. поддерживает морально отсталого и косного и.о. директора клуба Огурцова.

-2

По сюжету фильма Огурцов является человеком старой формации, а в контексте недавних разоблачений Хрущева "культа личности Сталина", прозвучавших 25 февраля 1956 года, сам является "сталинистом" (т.е. воплощает в себе худшие черты ушедшей эпохи).

Сама же героиня Гурченко еще полна юношеской наивности и максимализма. Но очевидно, что она в скором времени заматереет и станет классической "шестидесятницей".

Эти различия двух женских образов видны не только в поведении (Носова подхалимничает начальнику, даже когда он откровенно неправ, а Гурченко борется "за все хорошее против всего плохого") но и в одежде персонажей, и вообще во внешнем облике девушек.

-3

Если Тося Бурыгина на протяжении всего фильма одета в невзрачно казенные (хотя и яркого цвета) юбку и пиджак, то Леночка Крылова постоянно меняет наряды в ультра модном на Западе стиле "New look" (Нью лук - новый взгляд), который был придуман модельером Кристианом Диором в Париже и впервые представлен публике в 1947 году.

Вот что говорил сам Диор о придуманном им стиле:

Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера. Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно-выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся книзу, как чашечки цветка, юбки.

Пару слов можно еще добавить о прическе Людмилы Гурченко. Опять же в противопоставлении с героиней Тамары Носовой.

-6

У Тоси Бурыгиной мы видим очень консервативные длинные волосы и косы, а у Леночки Крыловой - современную (по меркам 1950-х так даже вызывающую) укороченную прическу:

-7

На мой взгляд, в этом случае прототипом могла выступить актриса Одри Хепберн. Как раз совсем недавно, в 1953 году, вышел прогремевший на весь мир фильм "Римские каникулы" с участием этой восходящей Западной звезды.

В СССР этот фильм не показывали на широком экране, но в узких кинематографических кругах он не мог остаться неизвестным.

Одри Хепберн в фильме "Римские каникулы" 1953 года. Короткая прическа актрисы (не типичная для первой половины 1950-х годов) стала в некотором роде ее визитной карточкой на первом этапе карьеры.
Одри Хепберн в фильме "Римские каникулы" 1953 года. Короткая прическа актрисы (не типичная для первой половины 1950-х годов) стала в некотором роде ее визитной карточкой на первом этапе карьеры.

В наше время это нюансы кажутся несущественными. В конце концов, какая разница, какая у девушки прическа, если она ей идет? Но на границе двух эпох эти различия были очень заметны.

О том, что некая культурная инерция сохранялась еще длительное время, говорит один из фактов в биографии Л. Гурченко (записанный со слов самой актрисы):

Однажды, уже после триумфа "Карнавальной ночи" актрису пригласили на Кремлёвский банкет. Поскольку у Гурченко тогда не было вечерних платьев (да, она и сама и не знала, что в таких случаях уместно надеть) то Людмила Марковна выбрала одно из выкупленных ей платьев из реквизита "Карнавальной ночи". После чего весь вечер актриса ловила на себе злобные взгляды министра культуры Екатерины Фурцевой.

Однако кем был тот человек, который допустил столько "прозападных" элементов культуры в этом знаменитом фильме? Это был явно не сам 27-летний Эльдар Рязанов, который, с его слов, вообще не горел желанием снимать "Карнавальную ночь" но взялся за нее лишь по приказу директора "Мосфильма" Ивана Пырьева.

Не мог этот факт и быть личной инициативой художника-постановщика "Карнавальной ночи" Константина Ефимова. Он принимал участие еще в создании знаменитых фильмов с Любовью Орловой - "Волга-Волга" 1935-го и "Весны" 1947 года. Следовательно, должен был быть консервативным и осторожным человеком.

Очевидно, что все эти мастера в данном случае выполняли прямое указание своего начальника - директора "Мосфильма" Ивана Пырьева. Он был назначен на эту должность в 1954 году, и в его задачи входило реформирование этой крупнейшей киностудии СССР.

Все написанное нисколько не умаляет художественных достоинств "Карнавальной ночи". Но позволяет по иному взглянуть на личность Ивана Пырьева - "духовного отца" этого знаменитого фильма.