Человек всегда живёт в контексте когнитивных искажений. Так устроены психика и мозг.
Зачастую когнитивные искажения у всех людей индивидуальные и общие одновременно: человек, считающий, что спортзал сделает его сексуально привлекательнее, живёт в наборе своих когнитивных искажений, как-то обосновывающих идею с залом. При этом людей, считающих так же, огромное количество. И пусть попробует кто-то поспорить с тем, что зал не делает привлекательнее. Только не в одном зале дело.
Я сам долгое время жил с когнитивным искажением про экспертность. Мне всегда казалось, что люди разумные, рациональные, думающие, и их интересует что-то глубокое. Но в конце концов я пришёл к тому, что на деле людей в 99% случаев интересует закрытие нижней ступени пирамиды Маслоу: идти против низших потребностей всё равно, что писать против ветра.
В коммерчески успешных проектах никого не волнуют высокие материи, всех интересует результат. Аналитику по битку прочтут 10 человек, способ зарабатывать дополнительные 20% к зарплате на битке прочтут миллионы, еще и платить за это будут. Никто в здравом уме не пойдет читать «Фауста» Гётё, а статью «Как склеить девушку в баре, цитируя Фауста» прочтут сотни тысяч.
Если бы не существовало сублимации и мира за рамками коммерции, не существовало бы и творчества, искусства, а я бы давно закрыл этот блог.
И, кажется, что машинка когнитивных искажений всегда накладывает свой отпечаток на окружающую реальность, поскольку у нас нет другого способа осмыслить мир. Мозг как инста с набором фильтров: в него влетает информация, поверх накладывается фильтр, и получается красивый слепок или фотка реальности.
Нужно понять, какие фильтры есть в твоём мозгу и научиться замечать их.
Когнитивные искажения
1 минута
50 прочтений
15 января 2023